Меризи да Караваджо  
http://ra-midas.ru/ нанесение логотипа в москве тампопечать москва.
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Майолика


Происхождение слова "майолика" - от итальянского maiolica, или Мальорка (название острова).

Блюдо (майолика, Италия)1)Вид керамики; изделия из цветной обожженной глины, имеющие крупные поры внутри, а снаружи - покрытые двухслойной глазурью. Поверх нижнего непрозрачного слоя глазури, состоящего из олова ангобами, наносили слой живописи. Затем украшенную поверхность защищали вторым блестящим слоем глазури - свинцовым. Обжиг майолики производился при низких температурах, благодаря чему сохранялась живость красок. В технике исполнения майолики изготавливают посуду, наличники, облицовочную плитку, декоративное панно, монументальную скульптуру. Для изделий этого типа характерны тяжеловесность форм, плавные очертания, контрастные цвета, яркие блестящие вкрапления.

История.

Производство майолики существовало несколько тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Египте, Вавилоне) и средневековой Азии; в 14-18 столетиях - в европейских странах (Франции, Германии, Испании). В Италии майолика распространилась через остров Мальорку из мавританской Испании. Техника изготовления стала популярной в Италии в 14 в., а пик ее развития приходится на 17 век. Особо знаменитыми были мастерские Флоренции, Сиены, Фаэнцы, Кафаджоло, Урбино, Кальтаджироне и Кастельдуранте.

Мадонна с младенцем (Лука делла Робиа, 1455 г.)В древней Руси изготовление майолики набирает развитие в 11 веке. Очаровывает архитектурная московская и ярославская майолика 17 века (фигуры святых, фризы, оконные наличники, порталы, печи, выложенные изразцами). В 18 в. московский завод Гребенщикова производил из майолики посуду, плитку, мелкие предметы с однохромной росписью на белой основе. Мастерские Гжели изготавливали пластику с полихромной росписью. Над декоративной майоликой в 19-20 в. работали В.М. Васнецов, С.В. Малютин, с 1930-х - И.Г. Фрих-Хар, И.С. Ефимов (скульпторы). В 1950-х майолика вызывает повышенный интерес отечественных и зарубежных мастеров (Ф. Леже, П. Пикассо). Современное производство майолики экспериментирует с материалом, глазурью, эмалью, занимается поиском новых пластичеких форм и возможностей живописи. Современная художественная практика под майоликой подразумевает керамику с глазурью, нанесенной на белой или цветной основе фаянса.

Особенности изготовления.

Внутри черепка майолика имеет обычный "глиняный" цвет, в отличие от фарфора или фаянса - светло-кремового или терракотового оттенков. Для производства майолики необходима легкоплавкая глиняная масса, возможно, с добавлением кварца, известняка или мела, которые способствуют более прочному сцеплению черепка и глазури. Технология обжига майоликовых изделий постоянно совершенствуется. Для повышения прочности изделий в глиняную массу последнее время добавляют специальные синтетические компоненты. Проблемы производства заключаются не только в повышенной пористости и хрупкости майолики, но и в нестабильности структуры глинистых месторождений.

Для мастеров, работающих в одиночку, изготовление керамики не представляет острой проблемы, но в условиях массового производства, когда задействованы большие объемы сырья однотипного состава и качества, производитель вынужден использовать смеси глин, иногда несколько видов. Керамика может быть украшена лепниной и ажуром, росписью вручную, а также однотонным слоем цветной глазури. При обжиге краски, нанесенные на поверхность, закрепляются, рельеф становится более прочным.

Майолика Кастелли (Италия)Однако обжиг может давать непредсказуемые результаты: если при смешивании красок на палитре художник получает в тот же момент необходимый оттенок, то керамист выполняет работу по "шаблону" - по памяти и имеющимся знаниям. Это происходит из-за того, что при обжиге краски меняют не только прочность и текстуру, но и цвет. Художник, особенно не достигший высокого уровня, до завершения обжига не может быть уверен в результате, поэтому сложные комбинации оттенков могут качественно реализовать только профессионалы.

Неординарность выполнения работ по нанесению росписи на керамические поверхности состоит в том, что краски сразу же впитываются в пористый черепок, и уже не подлежат удалению (при усиленных стараниях можно добиться "грязного" цвета вместо какого-либо определенного). Это объединяет труд керамиста с щепетильным трудом испытателя. Получая красивую поверхность с точными мазками, мы должны себе представлять, какими стараниями и опытом удается достичь такой красоты.

2)(в узком значении)

Разноцветная итальянская керамика 15-17 в. пористой структуры и с росписью по оловянной непрозрачной глазури, не допускающая корректировок (изделия мастерских Фаэнцы, Кафаджоло, Урбино, Флоренции), иногда вскрыта люстром. Майоликовые художественные произведения (портреты, композиции из фигур на посуде, панно, плакетках, авторства Никколо Пеллипарио) и скульптура (делла Рообиа) имеют независимую ценность, что сближает их с монументальными и станковыми произведениями искусства.

Фигурка кота (майолика)
Фигурка кота.
Майолика. 1970 г.

Блюдо (Италия, 1530)
Блюдо. Урбино,
Италия. Ок. 1530 г.

Гжельская майолика
Гжельская
майолика.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.