Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Звериный стиль

Золотая застежка (Звериный стиль) Общее название для стилизованных изображений некоторых животных, композиций из них, а также частей их тела. Данный стиль получил развитие в древние времена, и его название носит условный характер.

Возникновение звериного стиля относится к бронзовому веку, развитие – к железному. Он также присутствовал в искусстве раннеклассических государств. Его традиции находили применение до эпохи средневековья включительно. Наибольшее распространение данный стиль получил среди древних гермнцев, скифов, угро-финнов.

Толчком к возникновению стиля стал по всей вероятности первобытный тотемизм (представления древних племён, согласно которым то или иное животное являлось их предком). Кроме того, истоки прослеживаются и в «натуральном стиле», открытом первобытными охотниками.

Следует отличать «звериный стиль» от того абстрактного звериного орнамента, который получил VI-XIII в. распространение в норманнском и романском искусстве, а также от тератологических мотивов Древней Руси. Они относятся к более широкому понятию зооморфных мотивов.

Одни из наиболее древних образцов звериного стиля относятся к III тыс. до Р.Х. и были обнаружены на территории Египта и Месопотамии, а в пространстве бывшего СССР – на территории Северного и Южного Кавказа. В Индии, Китае и Передней Азии были найдены схожие экземпляры, датирующиеся II тысячелетием до н.э. К этому же периоду относятся находки Поволжья, Южной Сибири, Приуралья и Средней Азии. Пика своего развития звериный стиль достиг в искусстве северопричерноморских скифов и сарматов, а также в искусстве южно-сибирских племён I тыс. до н.э. – пер. вв. н.э.

Характерными чертами скифского звериного стиля является реалистичность изображений форм и движений животных, а также динамизм композиций, составленных из дерущихся зверей. Всё это говорит о присущей древнему художнику тонкости наблюдения за природой. На формирование скифского звериного стиля большое влияние оказали традиции Передней Азии и Ирана, а причерноморский вариант стиля сложился под влиянием древнегреческого искусства.

Скифо-сибирский звериный стильБолее других распространены изображения плотоядных и травоядных зверей, хищных птиц и фантастических существ вроде грифонов. Что касается изобразительных приёмов, то они весьма разнообразны: литьё и гравировка по металлу, аппликации из таких материалов как войлок и кожа, резьба по дереву, кости, а также татуировка человеческого тела звериными мотивами.

В зверином стиле сочетаются реалистичные и условные изображения, ведь фигуры зверей нужно было располагать так, чтобы они заполнили форму украшаемого предмета. Не без условности передавались и отдельные части тел животных: вместо рогов рисовали завитки, вместо глаз – кружки, вместо пастей – полуокружности. Иногда тело животного символически заменялось какой-то одной характерной его частью (головой, лапой, когтями).

Позы животным придавались обычно канонические: на древних изображениях мы видим зверей во время прыжка или борьбы, ноги копытных подогнуты, а хищники на некоторых образцах предстают свёрнутыми в клубок. Также найдены изображения, на которых один зверь (или его часть) помещён на другого.

У сарматов зооморфные сюжеты получили особенно широкое распространение. Многочисленные артефакты сарматской культуры украшены фигурками, изображающими животных: медведей, грифонов, козлов, барсов, оленей, волков, пантер. Богаче всего украшалась конская сбруя.

Уздечное украшение из Пазырыкского курганаСарматский звериный стиль отличается большей степенью условности и использованием схематических изображений, которые нередко имели большое количество цветных фрагментов. Скифские мастера имели обыкновение применять все знакомые им художественные приёмы при создании одного произведения. И, однако, полученные образы нельзя назвать эклектичными. Единый стиль прослеживается даже при наличии всевозможных сочетаний цветов и фактур, а также сюжетов, перенятых от других народностей.

Звериный стиль Европы дохристианских времён имеет свои особенности: его характерными чертами являются напряжённость форм и острый драматизм. Образцы этого варианта содержат такие плотные переплетения изображений, что при их осмотре подчас теряется надежда разобрать, где заканчивается одно животное и начинается другое. В подобных орнаментах нет ни повторяющихся мотивов, ни симметрии, ни разделяющего пространства между фрагментами, ни расставленных смысловых акцентов орнамента.

I тыс. н.э. ознаменовалось для звериного стиля постепенным упадком. Весомую роль в этом процессе сыграли христианское и мусульманское искусства, распространившиеся на Западе и Востоке соответственно. Однако мы находим изображения животных в образцах западно- и восточноевропейского прикладного искусства, относящихся к эпохе Средневековья. Например, в Древней Руси изображения зверей, птиц и мифологических существ использовались в ювелирном искусстве, оформлении заставок в рукописях, резьбе по камню.


Золотая застежка (звериный стиль)
Золотая застежка.
(звериный стиль).
Музей Виктории и Альберта.
Лондон. V-IV в. до н.э.

Пермский звериный стиль
Пермский звериный стиль.

Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана
Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана.
Звериный стиль. Золото.
Эрмитаж. Петербург. 6 в. до н.э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.