Boreus Renatus. Crisis (Северное Возрождение. Конец эпохи)
«Северное Возрождение» – это название эпохи, которая стала переломной для искусства североевропейских стран 1-ой половины XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция).
Новые жанры изобразительного искусства и их интенсивное развитие, новаторские технические приёмы, персонализация творчества – такие изменения принесло с собой Северное Возрождение. Появление крупных мастеров, или, как их ещё называют, «северных художников», также относится к этому периоду.
Конец эпохи наступил быстро и неожиданно. После выступления Мартина Лютера 1517 года (знаменитое выступление, во время которого Лютер изложил «тезисы» с критикой католической церкви) начались погромы храмов его последователями. Воинствующие протестанты разрушали алтари и уничтожали статуи.
В 1524 г. в Германии началась Крестьянская пойма, принесшая с собой смерти и разрушения. У художников уменьшилось количество заказов, их покинули властные меценаты.
В 1526 г. казнили четвертованием художника Й. Ратгеба (приговорен к смерти за участие в Крестьянской войне). В 1527-ом не стало У. Графа, 1528-ой год отметили смерти А. Дюрера и М. Грюневальда, в 1531-ом умер Х. Бургкмайр. Рим был разграблен в 1527-ом ландскнехтами Карла V, последнего императора Священной Римской империи. Портретист Х. Хольбайн (другой вариант произношения – Гольбейн) Младший уехал в Англию в 1532 году. Так искусство Северного Возрождения снесло в небытие потоком крови, пролитой в междоусобных войнах и религиозных распрях.
Но кризис в искусстве Северного Возрождения был обусловлен не только внешними обстоятельствами. Среди внутренних причин – несостоятельность натурализма нидерландской живописи, в частности «микроскопического» метода Я. фан Эйка, который подразумевал перечисление большого количества мелких деталей.
Этот метод оказывался неэффективным, когда речь заходила об организации изобразительного пространства в сложных сюжетах. Выход из затруднительного положения можно было найти в применении канона – придании изображению симметричности, плоскостности, строгой иерархичности. Однако канон был разрушен экспрессивностью немецких мастеров. Нужны были новые формы организации, но этих форм не оказалось. Их нашли итальянские художники, черпая идеи в щедрой античности.
Михаэль Пахер. Коронование Девы Марии.
|
Скульптура Йорг Ратгеба и Ханса Бальдунга.
|
Михаэль Пахер. Святой Вольфганг, молящий о чуде.
|