Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Хотьковская резная кость


Ларец (хотьковская резная кость)В 1947 году в городе Хотькове возникает новое направление народного художественного промысла. Город расположен в Сергиево-Посадском районе Московской области. Там открыли артель, в которой изготавливали художественные изделия из кости, украшая их резьбою. Спустя некоторое время артель превращается в фабрику под названием «Народное искусство», а позже она вместе с фабрикой художественных резных изделий становится товариществом, которое называлось «Народное искусство».

Среди различных народных направлений в искусстве довольно видное место занимает резьба по кости. Еще в далеком 10-м веке на Руси ею занимались настолько профессионально, что европейцы между собой это искусство называли «резьбой руссов».

Вот и в Хотькове собрали все эти традиции, накопленные русскими за целые столетия, и начали заниматься данным ремеслом. Особенное влияние оказали технические приемы, выработанные в 15-17 веках в Троице-Сергиевом монастыре. Там инок Амвросий, а также его ученики разработали специальные методики. Позже в Сергиевом Посаде появились семьи мастеров Цирюльниковых и Хрустачевых. Хотьковцы проанализировали разработанное до них, усовершенствовали все, что получили в процессе обучения в Абрамцеве, и разработали свои методы, например, различные варианты ажурной резьбы. С каждым творением хотьковские мастера все ближе были к собственному стилю, отличавшемуся от остальных.

В 50-60-х годах основным материалом была мамонтовая кость. Также были популярны такие материалы, как рог, самшит и перламутр. Были довольно популярны композиции из животных. Перед тем, как их создавать, резчики из Хотькова подробно изучали все приемы в училище в Абрамцеве. Довольно часто использовалась техника многослойного ажура, благодаря которой изделие становилось более многоплановым и декоративным. В следующем десятилетии на смену мамонтовой кости приходит коровья. Из нее изготавливают различные пудреницы, шкатулки, а также украшения — броши, кольца, серьги.

Ближе к нашим годам мастер Н. Н. Саломакин восстанавливает использование мамонтовой кости. Из нее он создает «экраны», для которых характерна задняя рельефная стенка и скульптура спереди. На сегодня резьба по кости достигла технологических вершин, ведь за многие поколения мастера выработали много технических приемов. Среди наиболее знаменитых мастеров этого направления являются В. А. Логинов, С. И. Васинская, Ю. С. Чурилов, П. К. Ротин, Н. Х. Касимов и многие другие.

Пасхальное яйцо
Пасхальное
яйцо.
Хотьковская
резная кость.

Юные буденновцы (П.К. Ротин)
Юные буденновцы.
П.К. Ротин. 1967 г.
Хотьковская
резная кость.

Нож для резки бумаги
Нож для
резки бумаги.
1940-е г.
Хотьковская
резная кость.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.