Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Теология


(синоним – богословие; от греч. theos – бог, logos – учение)

Теология Комплексная наука, занимающаяся исследованием, изложением, интерпретацией, защитой того или иного религиозного учения, а также присущих ему форм и порядков почитания бога.

Начало теологии лежит в утверждении о существовании бога, который открывает себя посредством «слова». Строго говоря, богословие не может существовать вне теизма или как минимум теистической ориентации. Своим возникновением теология обязана идеалистической философии, в рамках которой только и было возможно её зарождение. Независимо от того, о какой религии идёт речь – иудаизме, христианстве или исламе, - корень традиционного богословия лежит в учениях Платона, Аристотеля и неоплатоников.

Наивысшую степень развития теология приобрела только в рамках трёх классических религий – иудаистской, христианской и исламской, - поскольку именно в них теизм получил наиболее законченную и совершенную форму. Теологии названных религий имеют между собой много общего: все три отталкиваются от своих канонических писаний, которые каждой из религий считаются сакральными и которые корнями уходят в Библию, а при толковании священных текстов ими используется категориальная традиция древнегреческих философских учений.

Но несмотря на то, что богословие использует понятийный аппарат философии, всё же это две разных науки.

Введение в теологиюТВ теологии философская мысль лишена самостоятельности, она лишь служит инструментом для истолкования «слова божьего», которое само по себе не подвергается критике.

Патристика (философско-теологическое наследие т.н. отцов церкви – раннехристианских авторов, живших во II-VIII вв., - которое сыграло важнейшую роль в формировании христианского религиозного мировоззрения; своё название ведёт от латинского слова «patres» - «отцы») имеет два условных уровня: нижний занимают отвлечённые рассуждения о Боге как о начале, сущности и цели всех вещей (в аристотелевской системе – «метафизика»); второй уровень, верхний, включает «истины откровения», т.е. истины, не доступные разуму. В схоластике первый уровень обозначался термином «естественной теологии», а второй – «богооткровенной теологии».

Подобный строй теологии в большей степени присущ католицизму, в православии же основное внимание уделяется мистико-аскетическому опыту, нашедшему отражение в предании. И поскольку «предание» едино, это не позволяет говорить отдельно о библеистике и «естественной теологии». Что касается протестантизма, то здесь бывали попытки исключить понятие «естественной теологии»; подобная направленность в XX столетии была обусловлена влиянием экзистенциализма, а кроме того, желанием исключить возможность конфликта теологии с данными естественных наук и философскими выводами относительно этих данных.

Богословие и образование.

К XIII—XIV вв. типичный европейский университет имел четыре факультета: один «младший» и три «старших», к которым относились медицинский, юридический и богословский. Подобное устройство было классическим на протяжение длительного времени, а в некоторых учебных заведениях встречается и до сих пор.

В России же развитие теологии шло отдельно от других отраслей знания, и её преподавание велось в специализированных учебных заведениях – духовных семинариях и академиях. Здесь богословские знания преподавались наряду с прикладными – пастырским богословием, церковным пением, уставом, апологетикой.

В 1755 году императрица Елизавета Петровна утвердила проект об Учреждении Московского университета, согласно которому богословие устранялось из основной университетской структуры. Таким образом, в XVIII веке в мире не было ни одного университета без богословского факультета, кроме Московского университета. Кафедра богословия образовалась здесь лишь в 1819 году.

Современная российская система образования определяет теологию как комплекс наук, посвящённых изучению истории религий и закреплённых форм поведения их последователей, культурного наследия различных религий (искусства, образования, памятников письменности, научно-исследовательской деятельности), традиционного для них права, артефактов истории религий, а также современных и исторических особенностей отношений между различными вероучениями и представляющими их организациями. В настоящее время высшее теологическое образование является светским.

Теология (Дж. де Бондон)
Теология. Дж. де Бондон.

Русское богословие (Н.К. Гаврюшин)
Русское богословие.
Н.К. Гаврюшин.

Теология (Рафаэль, 1509—1511 г.)
Теология. Рафаэль. 1509—1511 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.