Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Колокольня

Колокольня Ивана Великого в Москве Сооружение при храме, имеющее вид башни, в котором открытый ярус, колокола, звонящие для призыва к богослужению. В первые столетия христианства, когда еще были актуальными гонения, верующие собирались при помощи тайного оповещения, которое получали от особых вестников. Когда же христианство укоренилось, члены церкви имеют возможность посещать храм, не опасаясь преследования - со звоном колокола.

С целью издания громких звонких звуков были необходимы доски (била), по которым стучали молотом или колотушкой. Колокола изобрели позднее, после 8 столетия. Несмотря на то, что первые колокола были небольшого размера и почти ничего не стоили, для них отводили специальные помещения. Кроме колокола на колокольне может размещаться карильон, что свойственно европейским храмам. Современные постройки вместо тяжелых колоколов могут использовать металлические прутья, вибрирующие от электропитания и звенящие при помощи звукоусилителей.

Впервые колокольни появились в Риме, на базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; а наиболее древние, в виде круглых башен, расположенных индивидуально от храмов, находятся в Вероне и Равенне: они сохранились до нашего времени.

Начиная с 11 века, в западной Европе количество колоколен быстро растет - не по той причине, что требовалась величина колокола, а в связи с тем, что во времена, когда церковной общине грозило нападение со стороны баронских дружин, эти сооружения могли выполнять функцию дозора. С их вершины открывался горизонт, предупреждающий о приближении недругов, о котором жители могли быть возвещены при помощи набата.

То, что изначально было обусловлено полезностью и необходимостью, превратилось в средство соперничества: каждая церковь была намерена иметь колокол не хуже, чем соседняя. Каждый епископ был убежден в том, что наиболее важно - обеспечить высокую башню для собственной резиденции - визуальная демонстрация силы. Место, которое проектировалось в плане церкви для размещения колокольни, в романском зодчестве было различным.

Колокольня собора Св. СтаниславаСначала колокольню располагали отдельно - по традиции, устоявшейся на длительный период времени в Италии, в южной части Франции. Позднее колокольню возводили в центре западного фасада храма, над главным входом. Затем план предусматривал по башне на краях фасада, с каждой стороны притвора, две башни над боковыми нефами, башня на уровне пересечения продолговатого корпуса с трансептом, а временами, во всех упомянутых пунктах одновременно. Именно таким образом появляются храмы с несколькими колокольнями.

Их очень много в Нормандии, где храмы имеют по три, пять и более башен (Реймсский собор имеет семь башен, Лаонский - девять).

Ближе к готической эпохе крыша возносится ввысь, превращаясь в более остроконечную. В указанную эпоху количество колоколен при храме сокращается: может быть одна, расположенная в центре главного, западного фасада, или две - по его краям. Готические колокольни в проекте имеют форму квадрата, образуют несколько этажей, которые сужаются к вершине, незаметным образом переходя к острию крыши.

Во время Возрождения колокольни возводятся преимущественно в слиянии с храмом. Наиболее высокие колокольни на Западе и в целом мире - колокольни Кельнского собора (их высота составляет 512 футов), за ними следуют колокольни Страсбургского собора (466 футов), соборов в Вене и в Гамбурге.

В России, несмотря на то, что колокола появились незамедлительно после принятия христианства, они представляли собой настоящую редкость, их было немного и они не отличались крупными размерами. Русские церкви монгольского и домонгольского периодов не имели при себе колоколен. Особые помещения для колокола упоминаются впервые в летописях только с 14 столетия. Каковым было устройство этих помещений, которые в то время имели название "персей" или "першей", сложно утверждать что-либо определенное.

Колокольня Князь-Владимирского собора в Санкт-ПетербургеПо всей видимости, первыми колокольнями на Руси были строения временные, из дерева, устроенные при помощи деревянных столбов. Затем деревянные столбы стали каменными, их количество увеличилось, и образовались колокольни наподобие "звонниц", которые встречаются у древних храмов и в наши дни, что справедливо по отношению к бывшим областям Новгорода, Пскова (в Софийском соборе при церкви Николы Явленного, в Мирожском монастыре).

Иконы 16 столетия изображают не только звонницы, но и деревянные колокольни, в виде многогранных башен, которые впоследствии были заменены каменными.

Данный тип колоколен стал популярным и усовершенствовался в московский период искусства России, при котором колокольни могли иметь вид восьмиугольных, а также могли быть круглой или четырехугольной формы; отличаться верхом в виде шатра или пирамиды, с шестью или восемью гранями, а также иметь верх в виде луковицы.

Но нигде колокольни не возводились близ храмов, подобно западной традиции. Они постоянно строились независимо от основного здания храма, и лишь изредка примыкали к определенной его стороне. Их высота по сравнению с западными, была незначительной. Единственным исключением в этом смысле имела башня Ивана Великого (Москва).


Колокольня Никольского Морского собора
Колокольня
Никольского
Морского собора
в Санкт-Петербурге.

Колокольня Софийского собора в Киеве
Колокольня
Софийского
собора в Киеве.

Колокольня на Старообрядческой улице
Колокольня на
Старообрядческой
улице в Москве.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.