Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Мозаика


(по-французски mosaique, производное от итальянского mosaico, от латинского musivum, что в буквальном значении переводится, как "посвященное музам".)

Мозаика на стене монастыря Саеднайской Божьей Матери Вид монументальной живописи, исполнение монументальной декорации, где изображение состоит из множества кубиков отделочного материала - мрамора, плитки, эмали, разноцветного стекла (смальты), гальки, дерева, камней различных пород, помещенных на гладкую, загрунтованную поверхность стен, пола и потолка. Область применения мозаики - украшение зданий. Известна мозаика еще со времен античности.

Техника настенной мозаики применялась в 3500 г. до н.э., о чем свидетельствуют раскопки глиняных осколков красного и черного цвета в форме гвоздя, найденные в шумерском городке эль-Убейд. Известна плакетка шумерского творчества под названием "Штандарт войны", отделанная плоским рельефом из лазурита и песчаника, датированная 2600 г. до н.э. В древнеегипетских раскопках был найден трон, отделанный драгоценными камнями в стиле мозаики. В ювелирном мастерстве Древнего Египта применялась мозаика из стекла. В минойской и микенской культурах на острове Крит также были обнаружены признаки мозаичного искусства. В различных регионах Греции при раскопках обнаруживают черно-белые мозаики напольного типа; которые относятся к последним десятилетиям 5 в. до н.э.

В римский и эллинистический периоды по всей территории Средиземноморья создавались напольные мозаики, сложенные из цветных мраморных кубиков на белой основе. В эпоху раннего христианства кроме напольного мозаичного творчества стало востребованным декорирование стен и сводов. В Северной Африке надгробия часто были украшены мозаичным рельефом. Эпоха Византийской империи продемонстрировала пик достижений в мозаичном искусстве. С 5 по 15 в. в Византии было изготовлено множество настенных мозаик, фрагменты которых производились из перламутра, смальты, различных драгоценных материалов. Основа традиционно создавалась из золотой смальты, изготовленной из прозрачного стекла и нанесенной в процессе выплавки на тонкий лист золота. Техника отделки поверхностей мозаикой продолжает применяться до настоящего времени. Процесс изготовления мозаики Рима и древней Греции включал несколько технологий. Первым делом, слой земли утрамбовывался для образования ровной площади, поверх которой укладывали слой из каменной гальки и извести, толщиной около 23 см. Затем накладывали новый слой такой же толщины, составленный из битого кирпича и извести, разбавленных водой.

На еще не затвердевшую поверхность наносили эскиз изображения, а затем по нему выкладывали рисунок кубиками или камешками гладкой гранью кверху. Выложенную мозаику закрепляли слоем жидкого цемента, промазывая образованные трещинки кисточкой. Застывшую поверхность полировали. Была известна также мозаика другого типа, называемая opus sectile, а в более позднее время - opus alexandrinum, которая складывалась из больших фрагментов мрамора и других камней разного цвета. Современные напольные поверхности создаются схожим образом.

Стены дворцов и мечетей Ближнего Востока также сохранили мозаику из разноцветных камней и керамики. Во многих храмах Европы сохранились непревзойденные образцы мозаики, поражающие красотой и блеском до настоящих дней.

Брак в Кане Галилейской (мозаика, Константинополь)Мозаика подразделяется на два типа: составленная из мелких кубиков смальты или камня (римская техника исполнения, восходящая к древности) и мозаика, создаваемая из тонких слоев мрамора, яшмы, самоцветов, вырезанных по контурам рисунка (флорентийская мозаика). Тип мозаичного набора, схожий с последним, изготавливается из различных пород дерева и называется инкрустацией. Классическая смальтовая мозаика изготавливается двумя способами: "прямым набором", когда на подготовленной поверхности выкладывается изображение, а затем фиксируется в еще мягком слое основания, и "обратным набором", когда вначале составляется точечный эскиз - калька, а затем по ней выкладываются фрагменты мозаики лицевой стороной книзу, тыльная сторона закрепляется, а лицевая шлифуется и обрабатывается воском. Техника обратного набора применялась для создания картин второй половины 19 в. для Исаакиевского собора (Петербург), в точности воспроизводящая оригиналы живописи.

Со времен Киевской Руси в России применялась мозаика для украшения стен храмов (Софиевский, Михайловский собор), но из-за дорогостоящего материала, доставляемого из Константинополя (по причине монополии на вывоз смальты в Византии), искусство этого вида не было широко распространено. В 18 в. под предводительством М.В. Ломоносова получило поддержку возрождение мозаичного искусства; им было создано несколько картин. В дальнейшем при участии Ломоносова была построена первая экспериментальная лаборатория по производству цветной смальты. В дальнейшем Ломоносов создал фабрику цветного стекла и мозаичную мастерскую. В середине 18 в. возникла так называемая, русская мозаика, представляющая собой набор каменных пластинок - из яшмы, малахита, лазурита, различных самоцветов, украшающих поверхности изделий. Мозаикой были отделаны колонны, столешницы, шкатулки, вазы, имеющие вид изделий, изготовленных из цельного камня.

В 20 в. были известны мастера мозаики во Франции - Фернан Леже, в Испании - Антонио Гауди, в Мексике - Диего Ривера, в Швейцарии - Ханс Эрни. В России над мозаикой работали А.А. Дейнека, И.М. Рабинович, П.Д. Корин, Б.А. Тальберг. Мозаичными поверхностями отделывали стены станций метрополитена и других общественных мест.

Деревянная мозаика
Деревянная мозаика.

Художественная мозаика из стекла
Художественная
мозаика из стекла.

Мозаика из в церкви Сан-Витале в Равенне (6 век)
Мозаика из в церкви Сан-Витале
в Равенне. 6 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.