Темперная техника
(от итал. temperare — смешивать краски)
Живописная техника с многовековой историей, в которой в качестве материала используется темпера. В современном искусстве не принято писать одной темперой, - она применяется только в сочетании с другими средствами. На темперную краску переходят художники, длительное время работавшие с маслом и исчерпавшие его возможности. Чтобы писать темперой, не нужно придерживаться строгих правил, при этом её применение даёт интересные художественные эффекты, которые невозможно получить при помощи других материалов. Ещё одно весомое преимущество её в том, что мастер может выбрать для работы любую технику: темперу можно использовать как в жидкой консистенции, так и в пастозной.
Первые опыты употребления темперы относятся к фаюмским портретам, для написания которых применялись восковые энкаустические краски. Большую роль в формировании темперной живописи и распространению её сыграла иконопись. Византийские мастера писали преимущественно темперой, они же изобрели её вариант на основе желтка, которым пользовались по XVI в. включительно (русские мастера – по XVII в. включительно). Темперой написаны произведения великих итальянских художников эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля, Корреджо и других. Следует заметить, однако, что не все итальянские мастера использовали темперу в качестве самостоятельного материала, - иногда сочетали её с масляными красками.
Масляные краски заняли место темперных и клеевых в XVIII веке. Темперой продолжали пользоваться только иконописцы, а клеевым краскам нашлось место лишь в декорационной живописи.
У Ю.И. Гренберга находим описание темперной техники, которую применяли старые мастера. Автор пишет, что письмо темперой предусматривало накладывание нескольких слоёв. При этом последовательность всех действий была строго регламентирована, и лишь неукоснительное соблюдение порядка могло гарантировать полноценное воплощение идеи. Краска наносилась на специально подготовленную доску, в обведённые контуром места. Каждый тон накладывался ровным слоем, не заходя на другой тон. Элементы картины писались в установленном порядке: сначала фон, пейзаж, архитектура, одежда, а потом оголённые части тела.
Пастозное письмо темперой было затруднено, поскольку не просохшие слои просто расплывались при нанесении поверх них новых. Таким образом, свежий слой накладывался только когда высыхал старый. Для ускорения работы использовался такой способ: краска наносилась более тонким слоем, и соответственно быстрее высыхала, а затем производилась последовательная расколеровка.
В эпоху средневековья чаще всего использовалась темперная краска на яичном желтке. В качестве консервантов в её состав добавляли пиво или квас, сухое белое вино, уксус, сок фигового дерева. Доски, которые западноевропейские мастера и русские иконописцы использовали в качестве основы, изготавливались из дуба, липы, кипариса, пальмы. На проклеенную доску наклеивали паволоку (тонкий холст), которая затем покрывалась слоями левкаса (грунта), представлявшего собой смесь животного клея с мелом. В качестве примера подобной техники можно привести икону Богородицы Евангелиста Луки (I в. н.э.).
Сегодня темпера применяется в станковом и декоративно-прикладном искусстве. Темпера очень прочна и износостойка, надолго сохраняет цвета и тона.
Техника использования темперы в монументальной живописи
Выполнение работ предваряет подготовка цветного эскиза, который потом в натуральную величину переносится на картон.
Картон прикрепляется к участку, где планируется выполнять роспись, и здесь в эскиз вносятся необходимые изменения – в соответствии с тем, насколько гармонично он вписывается в общую композицию интерьера. Затем главные линии изображения переносятся с картона на кальки. По линиям на кальке делаются проколы, и по этим проколам рисунок при помощи тампона переносится на поверхность, которую планируется расписывать.
Если предстоит расписывать значительную площадь поверхности, то изображение делится на несколько участков, и соответственно используется несколько калек. Чтобы при совмещении фрагментов не происходило искажения рисунка, соседние кальки помечают специальным образом. Если речь идёт об орнаменте, то для его нанесения пригоден и трафарет, с которым работают по предварительно подготовленному фону. По остальным трафаретам роспись выполняется исходя из величины участка, которую занимает определённый цвет, а также из его (цвета) роли в рисунке.
Трафарет можно использовать и для нанесения контуров изображения светлым тоном, после чего накладываются тени, блики (при помощи кистей разных размеров), выполняется тоновая растушёвка. Важно, чтобы в темперной краске было достаточно связующего вещества, в противном случае изображение может чрезмерно посветлеть. При росписи темперой по стеклу определить, достаточно ли в краске связующего вещества можно следующим образом: если потереть её рукой, она заблестит, а если покрыть лаком, потемнения не произойдёт. Если цвет темперы после высыхания поменялся, это говорит о нехватке связующего вещества в её составе. Не стоит для разбавления эмульсий использовать воду. Водой не следует пользоваться также и при подборе нужной консистенции состава, - в этом случае оптимальным вариантом станет применение рецептурной эмульсии.
Сохранность темперной росписи достигается за счёт покрытия её светлым лаком, при этом слой лака должен быть достаточно тонким. Вскрытую лаком темперную роспись легко освежить: для этого просто протирают её слегка намоченной тканью.
Георгий с житием. XVI век.
|
Дверь в иллюзии. М. Зайцева.
|
Окно в лето. Г.Г. Грушина.
|