Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Метафизическая живопись


Метафизическая живописьТермин сформирован, как производное от итальянского "pittura metafisica".

Камерное, и одновременно с тем, имеющее значение в живописи Италии во второй половине 1910-1920-х годов. Основатель течения Дж. Де Кирико и другие мастера (Дж. Моранди, Ф. Казорати, Ф. Де Писис, К. Карра, М. Кампильи) выступали последователями неоклассицизма 1920-х. В свои произведения они вкладывали магический смысл, нечто таинственное и отчужденное от человека, статичность мира, чувство тоски и пустынности пространства. Для метафизической живописи характерна искаженная перспектива, противоестественное освещение, мир странных образов, где вместо людей пространство занимают статуи и манекены. Стремлением художников-метафизиков, имеющих много общего с сюрреализмом, было создание магической атмосферы сна. Однако, занимая позицию умозрительного искусства, метафизическая живопись не позволяет в свободном обозрении понять то, что изображено.

Метафизическая живопись противопоставляет устремленному в будущее футуризму основы поэтической созерцательности, идею возврата к классицизму. В полотнах основоположников живописи сочеталось классическое с ирреальным, античные и ренессансные принципы были совмещены с мотивами иррационального. Таким образом, "метафизические" средства заменили человека. Являясь одним из преддверий сюрреализма, метафизическая живопись получила развитие как самостоятельная тенденция, приближенная к магическому реализму.

Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико - создатель течения метафизической живописи. Находясь в Париже, он творил пустынные городские пейзажи (1913-1914), предваряющие эстетику метафизизма. Рассматривая итальянскую классическую архитектуру, воспроизведенную им на картинах, сквозь серию "Площади Италии", ее можно было воспринимать в фантастическом измерении. В мире картин де Кирико остро ощущается ирреальность, зритель словно находится во сне, навевающем чувство тревоги. Беспредельное пространство наполняют одинокие человеческие силуэты, статуи и манекены. С 1908 по 1917 г. художник создает наиболее значительные произведения - серию пустынных площадей и необычных натюрмортов, сочетающихся из несовместимых элементов, которые стали предпосылкой для создающейся группы сюрреалистов.

Предотъездная тоска (Дж. Де Кирико)В 1920-х наступил критический период в творчестве де Кирико. Открыв великую живопись, он предпочел неоклассическую манеру. Тем не менее, таинственность метафизики оказывала на него столь огромное влияние, что до самого исхода своих дней мистические образы не покидали его. В 1915 г. начинается первая мировая война в которой Италия принимает участие. Художник вернулся в Феррару, где его должны были мобилизовать. В 1916 г. в Ферраре, в госпитале объединились будущие члены группы Джорджо де Кирико, Карло Карра, Филиппо де Писиса, Андреа, взявшего псевдоним Альберто Савинио (младшего брата де Кирико). В 1920-х в группе некоторое время пребывал Джорджо Моранди.

Эстетика.

Метафизическая живопись оперирует мечтой и метафорой, как основой для выхода представления за границы обычной логики, а реалистически точное изображение предмета контрастирует со странным фоном, на котором он помещен. Таким образом, ирреальный эффект усиливается.

Движение метафизической живописи было создано на основе нового подхода к ней. С 1916 г. художники и писатели образовали группу, объединившуюся вокруг журнала "Valori Plastici". В журнале, посвященном пластическим ценностям, были опубликованы работы де Кирико и Савинио. Композиция Альберто Савинио "Анадиомен" представляет собой "призрачность" и "иронию" - основные принципы метафизической поэтики.

В записях Савинио присутствует тема "манекена", являющаяся лейтмотивом картин основоположников метафизической живописи. Направление опирается на образы искусства, предшествующего метафизической живописи, и содержит элементы культуры прошлого. Савинио и де Кирико находились под влиянием неоклассической живописи А. Бёклина. Карло Карра, оказавшийся вне футуристических экспериментов, продолжил работать в старинной классической традиции, в стиле треченто и кватроченто (что просматривается в построении перспективы пейзажа).

Две тенденции.

Покидающие театр (К. Карра, 1913 г.)В метафизическом течении оформилось две тенденции: одна - обогащенная символическим и литературным содержанием, реминисценциями, другая - имеет минимум отношения к доктринам, но больше обусловленная фантазией в живописи (Карра, Моранди). Течение не образовало ни школы, ни группы. Скорее всего, его нужно было рассматривать, как реакцию на футуризм, его кризисом. Именно эту функцию движение выполняло в Италии, где схожую эстетику поддержали другие художники (Арденго Соффичи, Марио Сирони, Атаназио Сольдати, Массимо Кампильи).

Конец школы

Метафизическое течение просуществовало недолго. Уже в 1919 г. мастера метафизической живописи вернулись к опыту своих предшественников. Последняя композиция в этом стиле была создана де Кирико в 1918 г., Моранди - 1920, Карра - 1921 г. Сюрреалисты не могли проигнорировать идеи метафизиков. Работы художников метафизического движения в полном спектре представлены в музеях Милана, Нью-Йорка, Чикаго, Стокгольма и Венеции.

Конец школы.

Метафизическое движение довольно быстро сошло со сцены. Начиная с 1919 г. феррарские художники-метафизики обратились к опыту старых мастеров. Последнюю картину в этом стиле де Кирико написал в 1918 году, Моранди в 1920 г., а Карра в 1921 г. Однако ряд идей метафизиков были подхвачены сюрреалистами. Метафизическому движению в живописи были посвящены две большие выставки в Германии, состоявшиеся в 1921 и в 1924 годах. Работы метафизических художников особенно полно представлены в миланских музеях и частных собраниях в Нью-Йорке, в Чикаго, в Стокгольме и в Венеции.

Священный батон (Филлипо де Писис)
Священный батон.
Филиппо де Писис.

Красный всадник (К. Карра, 1913 г.)
Красный всадник. К. Карра. 1913 г.

Натюрморт с манекеном (Дж. Моранди, 1918 г.)
Натюрморт с манекеном.
Дж. Моранди. 1918 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.