Тейт галерея (Tate Gallery)
(по-английски Tate Gallery)
Лондонский Государственный национальный музей, фонд которого составляет более чем 60 тысяч произведений искусства (живопись, рисунки, гравюры, скульптуры). Британская живопись представлена в музее пятью столетиями (XVI-XX века), и включает работы Дж. Констебла, Г. Сазерленда, Б. Николсона, У. Сиккерта, У. Тёрнера, М. Смита, У. Хогарта, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, П. Лели и других мастеров. Коллекция картин и скульптур западноевропейских художников охватывает XIX-XX столетия, выставляются работы реалистов и модернистов.
Галерея Тейт состоит из двух частей – Старой (Британской) галереи и Современной. В первой хранится коллекция произведений английских живописцев XVI-XIX столетий и зарубежных мастеров XIX века, а в Современной галерее содержится собрание работ европейских и американских авторов XX-XXI веков (наиболее ранние образцы датируются 1900-м годом, наиболее поздние – настоящим временем).
Базу для музейного собрания составила частная коллекция сэра Генри Тейта – английского предпринимателя XIX в., носившего прозвище «сахарный король Тейт». В коллекцию сэра Тейта входили картины английских художников. В своём завещании он оставил её государству, но выдвинул условие: она должна храниться в специально построенном здании. Открытие музея состоялось 21 июля 1897 года, а на торжественной церемонии присутствовал принц Уэльский, сын королевы Виктории. На протяжение столетия коллекция музея обогащалась за счёт работ современных художников – как английских, так и зарубежных.
Вторая мировая война оставила свой след и на галерее Тейта: воздушные атаки противников нанесли её зданию серьёзный урон. Музейное собрание было заблаговременно эвакуировано, и не пострадало. После войны галерею восстановили и она снова начала свою работу в 1949 году.
Музейный фонд быстро пополнялся новыми единицами, и со временем три четверти из них стало оседать в запасниках, поскольку для их экспонирования не хватало места. Появилась необходимость в увеличении площади музея. Начало расширению было положено в 1926 году, когда у здания появилась пристройка, вместившая отдел иностранной живописи (в основном выставляются работы французских художников импрессионистского и постимпрессионистского направлений).
В 1987 году состоялось открытие галереи Клор – помещения, которое было специально возведено для размещения работ Дж. М. У. Тёрнера. Согласно завещанию художника, все его произведения должны были перейти Англии, но с тем условием, что они всегда будут выставляться вместе. Галерея Клор получила своё название от имени сэра Чарльза Клора, на чьи средства она была построена.
1988 год ознаменовался для галереи открытием филиала в г. Ливерпуле. А в 2000 году Галерея Тейт получила совершенно новые помещения (тогда же переименована в Тейт Британию). Теперь она размещается в здании бывшей электростанции (1930-го года постройки), расположенной в центре Лондона, возле Собора св. Павла. Внутри здание было полностью переоборудовано, прежним остался лишь фасад. Старая крыша заменена на конструкцию из стали и стекла.
Ещё один филиал галереи – Тейт Модерн – это 85 залов, расположенных на нескольких этажах. В Тейт Модерн нарушен традиционный принцип организации музейных выставок: экспонаты группируются не по историко-хронологическому признаку, но согласно тематической принадлежности. К примеру, есть залы «Пейзажа», «Обнажённого тела», «Предмета и пространства», «Натуры и действия» и т.д. Подобная организация приводит к тому, что в одном зале можно встретить совершенно различные по стилю и эпохе произведения: Клод Моне рука об руку с Чарльзом Лонгом, Пикассо по соседству с Боннаром, а полотна Матисса контрастируют с характерными для 80-х пространственными конструкциями.
Принцип тематического распределения нельзя расценить как однозначно выигрышный или столь же определённо неудачный.
По той причине, что работы одного художника оказываются в разных залах, затруднительно становится ухватить те черты его работ, которые составляют своеобразие его стиля. То же самое относится и к стилистике художественных направлений: появлению целостного представления мешает разбросанность её образцов. Кроме того, сложно проследить историю развития искусства, ведь отсутствует хронологический порядок размещения стилей. Но есть у тематического принципа и свои положительные стороны: это тот поток захватывающих ассоциаций, который стимулируется у зрителя за счёт сравнивания совершенно разноплановых, но однотематических работ. Кроме того, в тематических залах соседствуют не только современные и старые мастера, но также произведения живописи и скульптуры с видеофильмами и фотографиями.
Есть и ещё одна причина, по которой организация выставок строится именно по такому принципу: присутствие лакун в собрании галереи. Некоторые стили недостаточно представлены в галерее потому, что до 40-х гг. XX в. её директорами становились люди с определённым складом личности: заслуженные академики, чьи вкусы неизменно отличались консерватизмом. Не все явления современной художественной культуры казались им заслуживающими внимания, поэтому музей не накопил достаточного количества образцов некоторых стилей и не имеет возможности продемонстрировать полную картину последовательного развития искусства.
Лишь 3-й и 5-й этаж галереи отведены под постоянные экспозиции. 4-ый этаж занят под временные выставки современных художников, а на всех остальных размещаются музейные хранилища, лекционные помещения, научные центры и кинозалы. Здесь же расположен и крупнейший (по сравнению с аналогичными в других музеях) книжный магазин. На 7-ом этаже смотровая галерея и кафе.
Портрет Марии Бикнелл. Дж. Констебл. 1816 г.
|
Офелия. Дж.Э. Миллес. 1851—1852 г.
|
Магический круг. Дж.У. Уотерхауз. 1886 г.
|