Основные принципы образования в Академии художеств
Методика преподавания была разработана П.П. Чекалевским (1751-1817); конференц-секретарь с 1785 г. и вице-президент Академии художеств с 1799 года. В своем труде "Рассуждения о свободных художествах" (1792) П.П. Чекалевский говорит об академическом воспитании, ясно выражая его суть и опираясь на труды Винкельмана.
И.Ф. Урванов (1747—1815), педагог, живописец и литератор, стал выпускником Академии в 1767 г. Урванов известен своим "Кратким руководством к познанию рисования..." (1793). Произведение Урванова компилятивного характера занимало лидирующие позиции по эстетике академического Классицизма. Согласно эстетике, лишь три искусства возводились в ранг "достойных": ваяние, зодчество и живопись. В живописи такие жанры, как натюрморт и портрет считались низкими и подлежали критике.
Согласно теории Д. Дидро, а также Ж.-Ж. Руссо, приоритет в искусстве должен отдаваться добродетели, а затем - таланту. Сюжет в живописи имеет главное и наиболее нравственное значение. Профессора преподавали по очереди и не допускали персонального обучения, чтобы не влиять на воспитание. Однако они проводили коррекцию рисунков учеников, а один из профессоров работал в классе один, преподавая "правильный метод".
Методика преподавания была разработана П.П. Чекалевским (1751-1817); конференц-секретарь с 1785 г. и вице-президент Академии художеств с 1799 года. В своем труде "Рассуждения о свободных художествах" (1792) П.П. Чекалевский говорит об академическом воспитании, ясно выражая его суть и опираясь на труды Винкельмана.
И.Ф. Урванов (1747—1815), педагог, живописец и литератор, стал выпускником Академии в 1767 г. Урванов известен своим "Кратким руководством к познанию рисования..." (1793). Произведение Урванова компилятивного характера занимало лидирующие позиции по эстетике академического Классицизма. Согласно эстетике, лишь три искусства возводились в ранг "достойных": ваяние, зодчество и живопись. В живописи такие жанры, как натюрморт и портрет считались низкими и подлежали критике. 
Согласно теории Д. Дидро, а также Ж.-Ж. Руссо, приоритет в искусстве должен отдаваться добродетели, а затем - таланту. Сюжет в живописи имеет главное и наиболее нравственное значение. Профессора преподавали по очереди и не допускали персонального обучения, чтобы не влиять на воспитание. Однако они проводили коррекцию рисунков учеников, а один из профессоров работал в классе один, преподавая "правильный метод".
В 1764 году появился медальерный класс. Знаменитый французский мастер по скульптуре Н.-Ф. Жилле был преподавателем по "орнаментной скульптуре". С 1793 г. руководителем класса стал Пауль Брюлло, предводитель выдающихся в будущем художников Брюлловых. В 1796 г. при Академии была организована бронзолитейная мастерская под началом П.-Л. Ажи. С 1779 г. открылся класс миниатюрной живописи, хотя к 19 столетию многие из ремесленных классов закрывались. Российская Академия художеств, далеко отстоявшая от реальных потребностей духовного развития, приближалась к своему кризису.
 Гравюра Г.А. Качалова с рисунков Э. Гриммеля.
|
 Лосенко Антон Павлович (1737-1773).
|
 Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768).
|