Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Литография


(от греческого «litho» - камень и «grapho» - пишу)

Острожский замок (Наполеон Орда) Способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати;
  • способ плоской печати;
  • произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
  • планарную технологию, заключающуюся в формировании в актиночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки. Применяется при изготовлении полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.

Литография открыта в конце XVIII века Алоизием Зенефельдером во время поисков новых способов тиражирования нот, которые не было возможности набирать типографским способом, и они переписывались от руки. Изобретение в своем принципе отличалось от всех ранее известных печатных техник. Формой для печати в литографии для изображения перовой графики является гладкая или, для изображения карандашного рисунка, зернистая поверхность известнякового камня, на которую жирной тушью пером или кистью наводится изображение. Также можно нанести рисунок специальным литографским карандашом. Часто изображение переводят с рисунка на известняк. В этом случае рисунок должен быть нанесён на особую литографскую бумагу – корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печать.

Игра в серсо (А. Менцель, 1830-е г.) В 19 в. литография широко применялась в Европе для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т.д. Печать эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах.

С 1813 года литографические предприятия появляются в России. Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкими, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой. Это привлекло к увлечению литографией известных художников: Жерико, Домье, Гаварни, Орловского, Кипренского и других. Фактура литографского карандаша на шероховатой поверхности камня очень близка к фактуре итальянского карандаша, излюбленного графического материала художников 18-19 веков. Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным. Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сначала литография была одноцветной, но уже в 1833 году московский художник К.Л. Тромонин получил первый литографский многокрасочный оттиск. Способ Тромонина назвали хромолитографией (от греческого "chroma"- цвет), при котором количество красок, использованных для получения одного оттиска, соответствовало количеству камней. Широкое применение хромолитография нашла в репродукционной технике, заменив сложную по исполнению цветную акватинту.

С 1840-х г. в искусстве литографии заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии происходит с конца 1860-х г. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращаются в этот период мастера импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро.

Смерть Офелии (Эжен Делакруа, литография) К литографии обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х.Т. Рихтер и О. Дикс в Германии, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие другие. Советская литография была представлена творчеством М.В. Добужинского (образы Петрограда), В.А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г.С. Верейского (портреты), А.П. Остроумовой-Лебедевой и П.В. Кузнецова (пейзажи), В.В. Лебедева (ню), Б.М. Кустодиева, Е.И. Чарушина, М.С. Родионова, К.И. Рудакова, Е.А. Кибрика и В.М. Конашевича (книжные иллюстрации) и других.

Двести лет мало что изменили в ручной литографии, но в промышленной полиграфии способ плоской печати нашел широкое применение. Камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами, которые укрепляют на барабаны офсетных машин и со скоростью до 50 тысяч оттисков в час выпускают разнообразную печатную продукцию. Не смотря на все достижения офсетной печати, любители и ценители изобразительного искусства отдают предпочтение авторским литографиям, которые непосредственно выполнены на камне художником и напечатаны на ручном литографском станке.

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск имеют название автолитография.

Иллюстрация к Стихам о любви Ронсара
Иллюстрация к
"Стихам о любви"
Ронсара.
А. Матисс. 1948 г.

Сражение парахода Владимир с турецко-египетским параходом
Сражение парахода "Владимир" с
турецко-египетским параходом
"Перваз-Бахре"
5 ноября 1853 г. А.П. Боголюбов.

Староста деревни (П. О`Хиггинс)
Староста деревни.
П. О`Хиггинс. 1953 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.