Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Торжокское золотое шитьё


(от названия города Торжок, Россия)

Торжокское золотое шитье Один из русских народных промыслов, традиционная золотная вышивка, развитие которой протекало особенно плодотворно в Торжке – городе Тверской губернии. Если верить легенде, украшение драгоценными нитями появилось здесь в XIII в. В пределах Торжокского Кремля были найдены кожаные лоскутки, расшитые золотом.

В XVI-XVII вв. местные мастерицы декорировали золотыми нитями предметы церковного обихода, одежду, обувь, пояса, головные уборы, рукавицы. Большой популярностью пользовались расшитые кожаные и сафьяновые изделия. Объёмы производства сафьяна в Торжке были одними из самых больших на Руси, а в XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ об учреждении в городе «сафьянового двора». Пик развития промысла пришёлся на вторую половину XVIII - первую половину XIX вв.

Торжок выпускал большие объёмы расшитых золотом праздничных костюмов, здесь заказывали себе наряды дворянки. Неоднократно торжокские умелицы удостаивались чести вышивать царские одежды. К примеру, в XVIII веке золотыми нитями было декорировано платье императрицы Екатерины II, в его узоре присутствовали растительные мотивы и звёзды. В 1855 г. местные мастерицы расшили порфиру с гербами, в которой был коронован Александр II. Подобные заказы не предусматривали творческого подхода: сюжет узора и техника исполнения должны были точно соответствовать заранее оговоренным.

Наиболее полно творческие способности мастериц проявлялись в украшении народных костюмов. Эскизы для будущих узоров женщины придумывали самостоятельно. Торжокские изделия чаще всего украшались изображениями растений, среди которых наиболее распространённым было изображение ветки розы с бутонами и листьями. Дополнением к основному рисунку служили разнообразные усики, завитки и блёстки, благодаря которым переход от выпуклого орнамента к фону становился более мягким. Что касается техники, то плотные ткани вышивались в основном «кованым швом», а также швом «в прикрёп» по настилу.

Коврик (Торжокское золотое шитье)Известно, что в ноябре 1826 года А.С. Пушкин приобрёл в Торжке расшитые пояса, которые затем подарил княгине Вяземской. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» встречается упоминание о вышитых золотом торжокских туфлях. А.Н. Островский побывал в Торжке в 1856 году, и в его дневнике имеется запись о живописных одеждах местных девушек.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась для торжокского промысла сильным упадком: изделия перестали покупать. В первую очередь это было связано с переменами в мире моды, сыграла свою роль и высокая цена на золотошвейную продукцию. Однако местная власть – новоторжокская земская управа – позаботилась о том, чтобы традиции промысла не были забыты. В 1894 г. были открыты учебно-показательные мастерские, налажен сбыт продукции. Многим обязана торжокская школа художнице А.Н. Пашкевич, работавшей в кустарном отделе земства.

Пашкевич была преподавателем в учебной мастерской, вела занятия по рисунку и композиции для кружевных и золотошвейных изделий. С конца XIX века по начало XX-го изготовленные в Торжке изделия неоднократно завоёвывали первые места на больших международных выставках Лондона, Парижа, Турина, и др.

Работа мастерских возобновилась после революции 1917-го года. В 1923 на их базе открылась профтехшкола, выпускавшая инструкторов по вышивке. В 1928 году выпускники школы основали золотошвейную артель («Торжокская артель им. 8 Марта»), которая производила в основном знаки отличия для Советской армии. В гораздо меньших объёмах выпускались традиционные для промысла декоративные подушки, бювары, сумочки, тюбетейки. Последние декорировались узорами, характерными для XVII—XVIII веков.

Панно (Торжокское золотое шитье)Эстетика торжокского шитья 40-50-х годов характеризовалась наличием растительных узоров, всё больше обретающих натуралистические черты. В качестве нововведения выступила советская символика – серп и молот, звёзды, и др. В 1960 г. артель была реорганизована в фабрику. Ассортимент фабричной продукции составили знаки отличия для Советской армии, в меньшей степени – панно, очешники, закладки, и т.д.

Сегодня торжокская золотошвейная продукция представлена большим количеством наименований: великолепные скатерти, салфетки, дорожки, панно, декоративные наволочки; женская одежда – платья, блузоны, жилеты; головные уборы – платки, шали, шарфы, береты; оригинальные украшения – серьги, нагрудные украшения, заколки для волос, броши, пояса; сувениры – шкатулки, закладки для книг, очечники, записные книжки, портмоне, кошельки, эмблемы, театральные сумочки, косметички, а также много других видов изделий.

Материалом изготовления продукции служат кожа, замша, шерсть, бархат, шёлк, и др.; вышивка выполняется позолоченными и посеребрёнными нитками с добавлением бисера, жемчуга, блёсток, канители. В композициях вышивки присутствуют как традиционные мотивы – растительные и анималистические (фигуры реальных и фантастических животных), - так и современные – геометрические мотивы, архитектурные, сюжетно-изобразительные. Благодаря мастерству торжокских умелиц старинный промысел продолжает существовать и развиваться.

Панно (Торжокское золотое шитье)
Панно. Торжокское
золотое шитье.

Золотое шитье крупным планом
Золотое шитье крупным планом.

Одежда с Торжокским золотым шитьем
Одежда с Торжокским
золотым шитьем.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.