Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Спендиаров Александр Афанасьевич


А.А. Спендиаров Спендиаров Александр Афанасьевич (Спендиарян) – известный общественный деятель, педагог, композитор и дирижер, народный артист Армянской ССР. Родился классик армянской музыки в местечке Каховка 1.11 1871 года. Свои способности к музыке он унаследовал от матери, которая виртуозно владела игрой на фортепиано. Еще в раннем детстве заметной была его многосторонняя одаренность, однако интерес к музыке у Спендиарова начал проявляться немного позже. С девяти лет будущий композитор начал обучаться игре на фортепиано и скрипке, а в 1880 году он поступает в Московский университет на юридический факультет. Параллельно основной учебе он активно играет в студенческом оркестре и продолжает осваивать игру на скрипке. Спендиаров берет частные уроки у руководителя студенческого оркестра Н. Кленовского, а после окончания Московского университета решает переехать в Петербург, где на протяжении 4 лет обучается композиции у самого Н. Римского-Корсакова.

В последующие годы Спендиаров сочиняет множество оркестровых и инструментальных пьес, романсов, сочинений для хора, вокальных произведений с оркестром. Среди оркестровых пьес композитора особо отличались «Симфоническая картина» и "Три пальмы" (1905 г) и две тетради «Крымские эскизы» (1903 и 1912 гг.). В основном он жил в Крыму и только иногда посещал Москву, Тифлис и Петербург, где он выступал в качестве дирижера. Спендиаров установил тесные связи со своими учителями А. К. Глазуновым и Н.А. Римским-Корсаковым, встречался с такими деятелями русской культуры как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин. В 1902 году он написал свою балладу для баса с оркестром на текст поэмы Горького «Рыбак и фея».

Свой интерес к музыке народов Крыма он воплотил в свои музыкальные произведения. По мотиву Абовяна «Раны Армении» была рождена героическая песнь под названием «Туда, туда, на поле чести». М. Сарьян оформил обложку этого сочинения, что и послужило поводом для дружеских отношений между двумя представителями армянской культуры. Все полученные средства с этого издания друзья передали в фонд комитета помощи жертвам войны в Турции.

Театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова в ЕреванеСвой последний период в творчестве он активно участвовал в создании молодой советской музыкальной культуры. Он возобновил свою деятельность и как дирижер авторских концертов, которые на то время проходили во многих городах Крыма, Ленинграде и Москве. 5 декабря 1923 года на концерте в Большом зале Ленинградской филармонии в первый раз прозвучала его первая сюита из оперы "Алмаст", которая вызвала положительные отклики со стороны критиков.

На его дальнейшее направление в творчестве особо повлиял переезд композитора в Армению в город Ереван. Там он начал продолжил свою преподавательскую деятельность в консерватории, занялся организацией первого симфонического оркестра Армении и продолжал свою дирижерскую деятельность. С большим энтузиазмом Спендиаров начал изучать и записывать армянскую народную музыку.

Эскиз декорации к опере А.А. Спенидарова Алмаст (М. Сарьян)На его счету множество талантливых учеников, которые впоследствии стали известными композиторами. Среди них С. Баласанян, Л. Ходжа-Эйнатов, Н. Чемберджи и др. Он стал в числе первых, которые по достоинству оценили и всячески поддерживали талант А. Хачатуряна. Его плодотворная деятельность не стала помехой к дальнейшему процветанию композиторского таланта. Именно в последние годы им было создано ряд известных произведений, в числе которых опера «Алмаст». Композитор был переполнен творческими планами на будущее, у него созревал замысел симфонии-кантаты «Армения» и «Севан», в которых он мечтал отобразить судьбу своего родного края. Но, к сожалению, его планы резко оборвались. В апреле месяце 1928 года композитор сильно простудился и 7 мая 1928 года известного композитора не стало. Прах Спендиарова захоронен перед Ереванским театром, который носит его имя.

Музыка композитора – это воплощение народного быта, жанровых картин природы. Своим творчеством он сумел поднять армянскую музыку на уровень профессионализма, обогатил культуру своего родного народа.

Портрет А.А. Спендиарова
Портрет
А.А. Спендиарова
по картине М. Сарьяна.
Почтовая марка.

А.А. Спендиаров (слева) и А.К. Глазунов
А.А. Спендиаров (слева) и А.К. Глазунов.

Александр Спендиаров в 1907 г.
Александр Спендиаров
в 1907 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.