Репродукционная гравюра
Гравюра, созданная с целью передать живописное изображение, чтобы сделать его более популярным и доступным. При этом изображение передается как очень точно и полностью, так и образно, ориентировочно. Первым известным истории гравером, который репродуцировал картины, является итальянец Маркантонио Раймонди. Он жил в 16 столетии, на протяжении первой трети которого сделал гравюры больше сотни картин Дюрера, Джулио Романо, Рафаэля и прочих известных удожников. Для резцовых и цветовых гравюр он использовал в качестве материала дерево кьяроскуро.
Позже, через сто лет, формируются целые школы, которые занимались репродуцированием картин путем создания классических резцовых гравюр. Известными учителями и граверами были фландрийцы Лукас Ворстерман, Питер Саутман, Паулус Понтиус, французы Робер Нантей, Клод Меллан. Они создавали гравюры, которые отличались высокой пластичностью. Их композиции были виртуозны, чисты и строгие по штрихам.
В следующем столетии известные граверы репродуцируют картины, используя уже совершенно другие методы. Они комбинируют тоновую технику меццо-тинто и основные методы резцовой гравюры. Представителями школ в данное время являются английские мастера Джон Рафаэль Смит, Ричард Ирлом, Валентайн Грин. Резцовую гравюру с пунктиром совмещал англичанин Франческо Бартолоцци, а с акватинтом работали французы, например, Луи Филибер Дебюкур. Россияне также репродуцировали картины, перенося их на гравюры. Так, в период со второй половины 18 столетия по начало 19 столетия в области репродукционной гравюры с помощью резца и офорта работали мастера портретной живописи Н. И. Уткин и Е. П. Чемесов. Репродуцировали пейзажи и книги С. Ф. Галактионов, братья Ческие и А. Г. Ухтомский.
В следующее столетие набирает популярность новое течение. В 19 столетии активно увлекаются торцовой ксилографией. Она воплощает в себе репродукцию живописи, а также рисунков, изображаемых в книгах и журналах. Представителями российских ксилографов являются Л. А. Серяков, Е. Е. Вернадский и В. В. Мата. А в классическом течении, использовавшем для репродукции живописи резцовую гравюру, работали в 19 веке И. П. Пожалостин и Ф. И. Иордан. Также технические элементы репродукции картин на гравюрах использовались производителями почтовых марок.
Сусанна и старцы. Л. Ворстерман. Гравюра по оригиналу Рубенса. Ок. 1620 г.
|
Плат Святой Вероники. К. Меллан. 1649 г.
|
Вера и Надежда. В. Грин. По картине Б. Уэста. 1778 г.
|