Строгий стиль
Строгий стиль – это условное название времен развития искусства в Древней Греции на период первой половины 5 века до н.э. (раннеклассический период). В основном этот термин сегодня применяют по отношению вазописи Древней Греции, в которой такие черты как строгость многофигурных стенок сосудов, натуральность трехмерного изображения и четкая монументальность уже начали более четко проявляться в работах конца 6 века до н.э. вместе с развитием краснофигурной техники. Данный стиль сумел разрушить каноническую форму в искусстве архаики и плавно перейти к словарю, который более характерен для классики конца 5 века.
В скульптуре этого периода особенно отличается преимущество архаической условности форм, более натуральное отображение силуэтов человека, их очертаний, движений и спокойное величие. Как пример можно навести скульптурные фронтоны на храме Зевса в Олимпии. Такой стиль нашел свое распространение во многих городах Греции и был представлен в разных видах: круглые бронзовые скульптуры, рельефы, стелы. Архитектура того времени отличалась архаическими отголосками, которым был свойственно многообразием форм, суровость внешнего вида храма и его героизация. Этап «строгого стиля» послужил платформой для расцвета древнегреческого искусства середины 5 века до н.э. – эпоха высокой классики.
В строгом стиле отсутствует принятая хронология, датировка таких скульптур считается приблизительной, следовательно, его первое появление предположительно можно отнести к периоду с 528 по 480 года до н.э. Отличием от этого является скульптурная группа «Тираноубийцы» которую создали Несиот и Критий и датировали четкой датой – 477 год до н.э. Эта композиция представляет собой копию бронзового изделия, которое в 514 году было изготовлено Антенором, как почтение памяти убийц тирана Гиппарха.
В настоящее время данный экспонат нам известен лишь по римским копиям и сумел сохранить черты лица и положение тел свойственным архаике, при этом объединив с новым восприятием многогранного обзора, четкого ощущения строения человеческого тела. Это и послужило тому, что данная скульптурная группа была отнесена к переходным работам.
Еще одна работа подобного рода – «Мальчик Крития». Датирование скульптуры - 480 год до н.э.. В скульптуре можно отметить распределение массы тела на одну ногу, наклон головы фигуры и ее плеч, опущенное правое бедро, что позволяет утверждать ее отличие от поздней архаики и приближение к натурализму и индивидуализации в классике.
Строгим стилем также именуют историческое и художественное понятие, к которому относится хоровая полифоническая музыка эпохи Ренессанса (15-16 вв.). Здесь в основном его используют к русскому классическом музыковедению. Прежде всего, здесь отсутствуют ярко очерченные границы, при этом охвачен более широкий круг явлений – творчество композиторов европейских школ, в частности римской, нидерландской, испанской и венецианской. Сюда же относится музыка композиторов Польши, Германии, Франции, Англии и Чехии.
Строгий стиль это еще и стиль полифонического произведения для хора а капелла, развитие которого происходило в профессиональном жанре церковной музыке, в основном католического вероисповедания, а также в светской музыке. Наиболее важными и крупными жанрами данного стиля были отмечены мотет и месса.
Эпоха строгого стиля смогла выдвинуть множество выдающихся мастеров искусства, среди которых О. Лассо, Ж. Депре и Палестрин. В их творчестве выделятся эстетическая и историко-стилистическая тенденция музыкального искусства того времени, а в истории музыки их наследие рассматривается как классика строго стиля. В итоге этой эпохи мы получили первый расцвет в искусстве полифонии в творчестве Лассо, Депре и Палестины, а творчество Баха уже относится ко второй кульминации, но уже в рамках свободного стиля.
Статуя возничего из Дельф. Строгий стиль.
|
Мальчик Крития (стоящий юноша).
|
Тираноубийцы. Критий и Несиот. 477 г. до н.э.
|