Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Строгановская школа


Иоанн Предтеча - Ангел пустыни (П. Чирин) Строгановская школа была создана на традициях новгородской школы искусства, стилистическое направление которой являлась русская иконопись конца 16 начала 17 веков. Первые росточки школы проложили свой путь на севере, в Сольвычегодске, а после того как Иван Грозный покорил Новгород, культурные силы начали переселяться в верховья волги, на Север, в Москву и другие места. Именно тогда богатые купцы Строгановы, которые отдавали предпочтение иконописи, из Новгорода переехали в Сольвычегодск, где и организовали иконописную мастерскую. Ими были приглашены хорошие мастера иконописи, а некоторые из них и сами начали заниматься этим направлением искусства. В Строгановской мастерской все мастера находились под особым влиянием хозяев и их предпочтений, которые больше всего ценили тонкость письма с играющими яркими красками, изящными отделками и злотом. Соответственно, они начали вырабатывать индивидуальные стилевые особенности, которые отличались от традиций новгородской школы.

В 17 веке традиции Строгановской школы хорошо укрепились и широко развились. Именно тогда и возник строгановский стиль. Несмотря на то, что большинство из икон были написаны московскими мастерами, на обратной стороне произведения стояла фамильная метка Строгановых. Так и родилось название – « Строгановская школа». Влияние строгановского стиля в русском искусстве все больше укреплялось, особенно в иконописи. В области иконописания Строгановыми были распределены труды иконописцев узкой специализации: мастер « палатного письма», «личник», « доличник» и т.д.. Наиболее известными мастерами строгановской школы были Емельян Москвитин, Чирин Прокопий, Истома Савин и его сыновья Назарий и Никифор.

Иконы строгановских мастеров отличались своей миниатюрностью, небольшими размерами, хрупкостью поз и жестов персонажей, филигранностью письма, фантастичностью пейзажного фона и сложностью композиции. Плотная и в то же время сочная цветовая гамма усиливалась вливанием золота и серебра. На небе всегда изображались причудливые облака, а в композиции всегда присутствовало много фигур, растений, палат и горок. Строгановские иконы носили повествовательный характер и были построены по принципу многоклеймовых звеньев. Посередине всегда стоял основной образ святого, который выделялся крупными цветовыми пятнами.

Святой Георгий Победоносец (Н. Савин, XVII в.) Растительность в Строгановской школе изображалась наиболее приближенно к натуре, с самыми разными и проработанными элементами. Такое направление было обусловлено тем, что с 16 века через Украину, Литву и Польшу в Россию проникла реалистическая манера письма, которая раннее была характерна только для Запада. Художники Строгановской школы впервые в истории древнерусской живописи смогли открыть поэтичность и красоту пейзажа. На фонах икон начали воспроизводить пейзажные панорамы с холмами, оврагами, лесными полянами с цветами и травами, серебристыми извилистыми реками и множеством птиц и зверей.

Строгановское письмо показывало горки, которые состояли с утонченной разделкой мелких элементов. Тени отображались темной краской из нескольких оттенков, которые плавно вливались друг на друга. Растительность на иконах писалась золотом, а высветление и пробелы – более резкими и яркими тонами. Особое отличие моно было наблюдать и при написании палат, которые в отличие от письма Новгородской школы имели усложненную форму и многоплановые разделки. Архитектура пала была украшена мелкими деталями лестниц, башенок, балясин, беседок, сидений, тронов, престолов куполов и все они изображались в ярком и нарядном виде.

Волны и вода в строгановской живописи тоже отличались от новгородской. Здесь они изображались не волнообразными и спокойными линиями, а представляли собой сплошные спиралевидные завитки. Не отличался только цвет воды – как в одном, так и в другом варианте она имела темно-синий тон. Некоторые особенности отмечались и при изображении животных. Строгановская манера письма изображала лошадей одутловатой формы, немного ожиревших, но при этом такая полнота их красила. Цвет тоже подбирали более яркий, а мускулы животных отмечали бликами с более выраженной светлой оживкой. Хвосты и гривы животного были расписаны твореным золотом, при этом с исключительной чистотой и тонкостью.

Человеческая фигура строгановского письма имеет сильно удлиненную пропорцию, благодаря чему фигура казалась более элегантной и стройной, с более яркой одеждой. В письме преобладают желтые, светло ярко-красные, розовые и зеленые тона. На отделке одежды можно разглядеть мелкие складки. Большое количество применения золота особо было видно на воротниках одежды, нарукавниках и поясах. По золоту изумрудной зеленью, краплаком или киноварью писались драгоценные камни. Изображения воинов всегда украшали золотые мечи, латы и щиты. Лицо персонажа писали более светлыми тонами с резким пробелом. Особе внимание уделялось прописыванию волос.

В целом Строгановская школа отличалась миниатюрностью. Некую сложность и изящество приобрела живопись, но при этом было утрачено монументальность и простота.

Введение во храм (начало XVII века)
Введение во храм.
Начало XVII века.

Богоматерь Печерская (Н. Савин, XVII в.)
Богоматерь Печерская
с предстоящими Никитой-воином
и Анастасией. Н. Савин. XVII век.

Рождество Николы Чудотворца (С. Бороздин)
Рождество Николы
Чудотворца.
С. Бороздин. XVII век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.