Строгановская школа
Строгановская школа была создана на традициях новгородской школы искусства, стилистическое направление которой являлась русская иконопись конца 16 начала 17 веков. Первые росточки школы проложили свой путь на севере, в Сольвычегодске, а после того как Иван Грозный покорил Новгород, культурные силы начали переселяться в верховья волги, на Север, в Москву и другие места. Именно тогда богатые купцы Строгановы, которые отдавали предпочтение иконописи, из Новгорода переехали в Сольвычегодск, где и организовали иконописную мастерскую. Ими были приглашены хорошие мастера иконописи, а некоторые из них и сами начали заниматься этим направлением искусства. В Строгановской мастерской все мастера находились под особым влиянием хозяев и их предпочтений, которые больше всего ценили тонкость письма с играющими яркими красками, изящными отделками и злотом. Соответственно, они начали вырабатывать индивидуальные стилевые особенности, которые отличались от традиций новгородской школы.
В 17 веке традиции Строгановской школы хорошо укрепились и широко развились. Именно тогда и возник строгановский стиль. Несмотря на то, что большинство из икон были написаны московскими мастерами, на обратной стороне произведения стояла фамильная метка Строгановых. Так и родилось название – « Строгановская школа». Влияние строгановского стиля в русском искусстве все больше укреплялось, особенно в иконописи. В области иконописания Строгановыми были распределены труды иконописцев узкой специализации: мастер « палатного письма», «личник», « доличник» и т.д.. Наиболее известными мастерами строгановской школы были Емельян Москвитин, Чирин Прокопий, Истома Савин и его сыновья Назарий и Никифор.
Иконы строгановских мастеров отличались своей миниатюрностью, небольшими размерами, хрупкостью поз и жестов персонажей, филигранностью письма, фантастичностью пейзажного фона и сложностью композиции. Плотная и в то же время сочная цветовая гамма усиливалась вливанием золота и серебра. На небе всегда изображались причудливые облака, а в композиции всегда присутствовало много фигур, растений, палат и горок. Строгановские иконы носили повествовательный характер и были построены по принципу многоклеймовых звеньев. Посередине всегда стоял основной образ святого, который выделялся крупными цветовыми пятнами.
Растительность в Строгановской школе изображалась наиболее приближенно к натуре, с самыми разными и проработанными элементами. Такое направление было обусловлено тем, что с 16 века через Украину, Литву и Польшу в Россию проникла реалистическая манера письма, которая раннее была характерна только для Запада. Художники Строгановской школы впервые в истории древнерусской живописи смогли открыть поэтичность и красоту пейзажа. На фонах икон начали воспроизводить пейзажные панорамы с холмами, оврагами, лесными полянами с цветами и травами, серебристыми извилистыми реками и множеством птиц и зверей.
Строгановское письмо показывало горки, которые состояли с утонченной разделкой мелких элементов. Тени отображались темной краской из нескольких оттенков, которые плавно вливались друг на друга. Растительность на иконах писалась золотом, а высветление и пробелы – более резкими и яркими тонами. Особое отличие моно было наблюдать и при написании палат, которые в отличие от письма Новгородской школы имели усложненную форму и многоплановые разделки. Архитектура пала была украшена мелкими деталями лестниц, башенок, балясин, беседок, сидений, тронов, престолов куполов и все они изображались в ярком и нарядном виде.
Волны и вода в строгановской живописи тоже отличались от новгородской. Здесь они изображались не волнообразными и спокойными линиями, а представляли собой сплошные спиралевидные завитки. Не отличался только цвет воды – как в одном, так и в другом варианте она имела темно-синий тон. Некоторые особенности отмечались и при изображении животных. Строгановская манера письма изображала лошадей одутловатой формы, немного ожиревших, но при этом такая полнота их красила. Цвет тоже подбирали более яркий, а мускулы животных отмечали бликами с более выраженной светлой оживкой. Хвосты и гривы животного были расписаны твореным золотом, при этом с исключительной чистотой и тонкостью.
Человеческая фигура строгановского письма имеет сильно удлиненную пропорцию, благодаря чему фигура казалась более элегантной и стройной, с более яркой одеждой. В письме преобладают желтые, светло ярко-красные, розовые и зеленые тона. На отделке одежды можно разглядеть мелкие складки. Большое количество применения золота особо было видно на воротниках одежды, нарукавниках и поясах. По золоту изумрудной зеленью, краплаком или киноварью писались драгоценные камни. Изображения воинов всегда украшали золотые мечи, латы и щиты. Лицо персонажа писали более светлыми тонами с резким пробелом. Особе внимание уделялось прописыванию волос.
В целом Строгановская школа отличалась миниатюрностью. Некую сложность и изящество приобрела живопись, но при этом было утрачено монументальность и простота.
Введение во храм. Начало XVII века.
|
Богоматерь Печерская с предстоящими Никитой-воином и Анастасией. Н. Савин. XVII век.
|
Рождество Николы Чудотворца. С. Бороздин. XVII век.
|