Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Возрождение, Ренессанс


Донателло (Давид)Возрождение, ренессанс - слово происходит от французского renaissance. Имеет место в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, характеризует переходный период от культуры средневековья к культуре нового времени. Согласно хронологии, в Италии ренессанс затрагивает период с 14 по 16 столетия, в других странах - 15-16 столетие. Отличительными чертами Ренессанса, направленного против феодальной культуры, является светскость, гуманистическое мировоззрение, заимствование культуры древности, ее "возрождение". Название происходит отсюда.

Данный термин встречается в итальянском гуманизме: "Жизнеописания" (1550 год), автором которого является итальянский художник и историк искусств Дж. Вазари, который утвердился в науке с 18 столетия.

Возникновение культуры возрождения приходится на эпоху, когда феодальные отношения крушатся, в наиболее развитых экономически станах Европы (особенно в городах средней и северной части Италии) наблюдаются первые признаки отношений раннего капитализма, а из жителей средневекового сословия формируются предпосылки буржуазии.

В условиях высокой деловой активности возводится в первостепенное значение человеческая личность, успех которой объясняется не родословием предков, а индивидуальными усилиями, предприимчивостью, мыслительными способностями и другими благоприятными качествами.

С утверждением нового мировоззрения гуманисты придают особое значение античному наследию средневековья, хотя и не забытому, но достаточно искаженному.

Культура Ренессанса не являлась возвращением к античной. Она способствовала ее развитию, по-своему ее интерпретировала, учитывая новые исторические условия. Связь с национальными традициями в культуре имела не меньшее значение, чем влияние древности. Немаловажную роль в развитии античного наследия и гуманистического мировоззрения играет изобретение книгопечатания и его развитие в Европе (15 в.).

Во времена Позднего Возрождения многие идеалы ренессанса и нормы, воплотившиеся в период Высокого Возрождения в Италии, претерпели значительные изменения. Классовые столкновения, победа феодально-католических взглядов в одних странах и протенстантизма в других - предпосылки для кризиса ренессансного гуманизма, связанного с пониманием качеств, направленных против гуманизма у сложившегося буржуазного общества. Гуманисты утрачивают оптимизм относительно пользы возникающего слоя общества во благо культуры и развития человека.

В культуре Ренессанса, которая образовалась на народной основе, поддерживалась народными традициями и характеризовалась как антифеодальная и антицерковная, усиливаются аристократические веяния. Кризис культуры Возрождения, ее аристократические тенденции порождают маньеризм и близкие ему направления стилей в Италии 16 века.

Игроки в карты (Лука Лейденскийч)Вместе с тем, гуманизм Позднего Возрождения переполняется осознанием парадоксальности действительности ("трагический гуманизм"), что наблюдается в творчестве известных его представителей: У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело. Что характерно для их творчества, то в нем просматривается обреченность в борьбе против зла, ощущается дисгармония личности в складывающейся государственной системе в форме абсолютной монархии. А в новых условиях приходят и новые направления культурного развития.

Возрождение оказало неоценимое влияние в культуре и идейном мировоззрении Европы. За этот период культурное наследие мира обогатилось непревзойденными и бесценными шедеврами. Непосредственными преемниками направления культуры Возрождения становятся деятели Просвещения 18 века, поддерживающие идеологию буржуазии, имеющей тенденцию революционного движения против феодализма.

Но эпоха возрождения, в частности, 16 век, уже отличилась существенным продвижением в научной сфере, в области естествознания. Развитие естествознания, связанное с запросами практических отраслей - торговли, строительства, мореплавания, ускорялось, благодаря новому и успешному антидогматическому мировоззрению. Особенность науки данной эпохи заключалась в ее тесном взаимодействии с искусством; преодоление религиозного догматизма средневековья и мистических абстракций отмечался как в науке, так и в искусстве.

Параллельный прогресс в этих сферах порождал непревзойденное творчество, как, например, у Леонардо да Винчи - преуспевающего в художественном мастерстве, имеющего опыт в инженерном деле и познания в научной сфере. Отличительные достижения в естествознании наблюдались в географии, астрономии, анатомии.

Палаццо Пикколомини в ПиенцеИзобразительное искусство и архитектура эпохи Ренессанса раньше всего образовались в Италии, где усилились и стабилизировались, достигнув классической завершенности. Радость поэта в процессе открытия богатой палитры чувств, земного многообразия жизни шла бок-о-бок с аналитическим подходом к познанию мира, благодаря чему методы художественного и научного познания сосуществовали друг с другом.

Методы реалистических изображений действительности были тщательно разработаны и обоснованы теоретически, поддерживались со стороны научного изучения вопросов анатомии, перспектив, пропорций, моделировки света и теней. Такие условия позволяют изображать предметы в трехмерном пространстве. Древнее искусство сыграло свою роль в развитии искусства Италии не только в качестве классического наследия, но и поддержкой художников при их общении с природой в процессе познания законов гармонии во вселенной.

Предвестия искусства Ренессанса в Италии затрагивают конец 13-го века - начало 14-го (Проторенессанс), для которого характерно первое продвижение к реалистической убедительности в осязаемости объектов в сфере скульптуры и живописи. При этом отличилось творчество скульпторов Арнольфо ди Камбио, Никколо Пизано, живописца Пьетро Каваллини - мастеров, которые достигли нового уровня, опираясь на позднеримскую традицию; флорентинец Джотто, мастер росписи, преуспел в достижении ясности объемной, пространственной и ритмической организации сцены, но и поразительной наглядности повествования, одухотворенности и пластического единства образов, драматизации чувств.

Готическая реакция 14 века препятствовала данному развитию, но и в этом случае новые сферы взаимодействия с реальностью (пейзаж, интерьер, бытовое оформление, портрет) имели место в живописи Сиены (Лоренцетти, Мартини) и Северной Италии (Альтикьеро, Аванцо).

Расцвет культуры Ренессанса приходится на 15 век, прежде всего, в сфере торговли и промышленности Флоренции, в которых сосредоточилось новаторство всех видов искусства. Флоренция - место происхождения архитектуры Раннего Возрождения (Микелоццо, Филиппо Брунеллески, Джулиано да Майано, Бернарде Росселлино, Леон Баттиста Альберти). Для архитектуры Раннего Ренессанса характерны величие, ясность, гармония, реалистичная сила которой соответствовала новому героическому имиджу человека.

Аллегория СилыОрдерная система древней культуры, использованная рационально и многообразно, дополнила зодчество Возрождения логичностью и соразмерностью человека, помогла в создании богатой тектоники здания, говорящего непревзойденным художественным языком. Мастера изобразительного искусства эпохи раннего итальянского Возрождения систематически осваивали натуру, объединяя мотивы пластически цельной концепции действительности; в их религиозных сценах преобладало земное содержание, они всецело обращались к сюжетам античности, мастерски запечатлевали жизненные явления. Основная тематика в искусстве - героизм человека, представленный во всей полноте его жизненных сил. Новое искусство, образовавшись в начале 15 века во Флоренции, распространялось по всей стране, оттесняя пережитки средневековья на задний план.

В сфере скульптуры - знаменитые мастера - Донателло, Антонио Росселлино, Андреа дель Верроккьо, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно, семья делла Роббиа - особого развития достигли такие ее виды, как статуя, бюст, рельеф, алтарная композиция, конный монумент, надгробие, станковые и архитектурные виды скульптуры. Совершенство пластики фигуры, обнаженной, или прикрытой складками одеяния, изображенной в движении или в состоянии покоя, замысловатость сцен в многоплановом рельефе, яркая одухотворенность, характерность бюстов представляли собой новые достижения реализма в скульптуре.

Происходит решительный поворот от иконографии к картине, высокого уровня достигает искусство фрески. Преобладает ощущение упорядоченности мира, жизнеутверждающий героический имидж, благодаря которым реализуется радостное увлечение колоритом реалистичных наблюдений, детальным повествованием, игрой воображения. Известные живописцы 15 века (Андреа дель Кастаньо, Мазаччо, Доменико Гирландайо, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа в Урбино, Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьетро Перуджино в Перудже, Андреа Мантенья в Мантуе, Джованни Беллини в Венеции, Франческо дель Косса в Ферраре) сумели сформировать реалистичные изображения широкого спектра - от нежных и лирических до строгих и мужественных, от гармоничных и радостных до драматичных и экспрессивных.

Но по прошествии первой четверти 16 века искусство Ренессанса в Италии было подвержено острому кризису. Имелись тенденции изощренного искусства маньеризма, процветало творчество мастеров, подчеркнувшее отсутствие оптимизма относительно идеалов Возрождения.

Архитектура Позднего Возрождения (Микеланджело, Бальдассаре Перуцци, Джакомо да Виньола, Джулио Романо), которой свойственна изящная тектоника, отступает перед большей напряженностью, а иногда и конфликтом сил; увеличивается интерес к пространственному развитию композиции, здание лишается замкнутости, подчиняясь в большей степени градостроительному принципу, "аккорду", природной среде. Такие же черты характерны и для архитектуры Северной Италии (Андреа Палладио, Якопо Сансовино, Микеле Санмикели, Галеаццо Алесси), более длительное время посвященной жизнерадостности архитектурного стиля.

Общественные здания, характерные для эпохи ренессанса, дворцы, виллы, особенность композиции городской площади отличались богатой и сложной архитектурной разработкой. Позднее творчество Микеланджело и Тициана посвящено трагической непримиримости конфликтов, борьбе и гибели героя, в характере которого присутствовала небывалая глубина и сложность. В реализме Позднего Возрождения (Тинторетто, Веронезе, Якопо Бассано) преобладало понимание противоречивости мира, заинтересованность драматизмом в массовом действии, влечение к народным образам, к сложному взаимодействию человека и окружения, пространственным рельефам. Кризис культуры Возрождения обеспечивал предпосылки для новых направлений, появлявшихся в дальнейшем.

Рождение Венеры (Сандро Боттичелли)
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли .

Весна (Сандро Боттичелли)
Весна. Сандро Боттичелли.

Сотворение Адама (Микеланджело)
Сотворение Адама. Микеланджело.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.