Дивизионизм
(от франц. division — разделение)
Живопись, в которой цвет раскладывается на чистые оттенки, которые специфически наносятся на картину, что потом при наблюдении сливаются в определенный цвет, который задумал художник. Подобную методику использовали неоимпрессионисты.
Дивизионизм имеет также синонимическое название - пуантализм, от французского "точечность". Дивизионизм встречается также и у представителей импрессионизма, которые на чистой интуиции его использовали, не имея еще необходимых знаний в этой области.
Родиной дивизионизма считается Франция, датой создания считается 1885 год. Поль Синьяк и Жорж Сёра - именно они стали открывателями этого направления. Они заметили, что подобный эффект имеет логическое подтверждение, а не только интуитивные моменты, поэтому попытались подойти к проблеме цветовых оттенков с научной стороны. В основу своих поисков они взяли работы Эжена Шеврёля и Огдена Руда, а также Германа Гельмгольца. Успешная работа позволила воплотить полученные результаты на практике. Согласно их утверждениям, для восстановления традиционных тонов палитры необходимо использовать 18 тонов призмы и противопоставлять дополнительные цвета.
Дивизионизм является полной противоположностью таким течениям, в которых присутствует хаос и беспорядок. Он предоставил художникам целую систему наложения цветов, которая усложняла работу, делала ее очень трудоемкой, но приводила к колоссальным эффектам, которых не добьешься обычными методами.
Согласно Камилю Писсарро, который некоторое время увлекался неоимпрессионизмом, представителей данного течения можно назвать "научными импрессионистами", которые в корне отличались от импрессионистов. Дивизионизм был популярен не только во Франции. Заинтересовались им и бельгийский художник Тео Ван Риссельберге, и итальянец Джованни Сегантини, который впоследствии стал одним из первых футуристов.
Всего среди дивизионистов можно упомянуть о таких художниках: Камиль Писсарро, Жорж Сёра, Люсьен Писсарро, Поль Синьяк, Анри Эдмон Кросс, Николай Мещеряков, Жорж Леммен, Шарль Теофил Ангран, Джованни Сегантини, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберге и Ипполит Птижан.
Папский дворец в Авиньоне. П. Синьяк.
|
Картина в технике дивизионизма. Ж. Сёра. Фрагмент.
|
Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Ж. Сёра. 1884-1886 г.
|