Меризи да Караваджо  
Главная > О Караваджо > О Караваджо > Джованни Бальоне


Жизнь Микеланджело да Караваджо, живописца. Страница 1

1 - 2

Джованни Бальоне1

Родился Микеланджело в Караваджо, в Ломбардии, и был сыном хорошего мастера — каменщика из рода Америги. Начал он обучаться живописи, а так как в Караваджо не было никого, кто бы мог обучать его так, как ему бы хотелось, он отправился в Милан, где и жил некоторое время. После чего переселился в Рим с намерением приступить с прилежанием к изучению этой похвальной профессии. Спервоначала он пристроился к одному сицилийскому живописцу, малевавшему в своей мастерской третьеразрядные картины.

Потом переселился в дом к кавалеру Джузеппе Чезаре д'Арпино2. Затем попробовал он работать самостоятельно и написал несколько небольших полотен, изображая себя в зеркале. Прежде всего написал он Вакха с несколькими гроздьями винограда весьма тщательно, но в несколько сухой манере3. Написал также мальчика, укушенного ящерицей, выползшей из цветов и плодов, да так натурально, что кажется, будто он и впрямь плачет4. И все сработано им с редким прилежанием. Однако он не находил сбыта своим картинам и до того обнищал и обносился, что несколько добросердечных собратьев по профессии из жалости стали его поддерживать, пока наконец маэстро Валентине — перекупщик картин, близ Сан Луиджи деи Франчези — не помог ему продать кое-что. В этой связи кардинал дель Монте, большой любитель живописи, узнал о нем и поселил его в своем доме. Обретя кров и избавившись от забот о пропитании, Микеланджело вскоре утвердился и приобрел известность. Он преотлично написал для кардинала с натуры несколько молодых музыкантов5; изобразил достоверно и живо девушку, играющую на флейте, а рядом наполненный водой кувшин с цветами, при этом внутри его прекрасно отражались окно и другие части комнаты, а на цветах капли живой росы были изображены с тщательностью отменной. По собственным его словам, ничего лучшего он не написал больше никогда6.

Прекрасным колоритом отличается написанная им цыганка, гадающая молодому человеку7. Изобразил он и божественную любовь, которой подчиняется любовь земная, а также наводящую страх голову Медузы с волосами в виде змей, нарисованную на круглом щите. Кардинал подарил ее Фердинанду, великому герцогу Тосканскому8.

Благодаря тому же кардиналу он получил заказ для капеллы Контарелли в Сан Луиджи деи Франчези, где над алтарем написал св. Матфея с ангелом. По правую руку изображено Призвание апостола Спасителем, а по левую — распростертый на алтаре святой и над ним палач, а рядом также другие фигуры. Своды капеллы весьма хорошо были расписаны кавалером Джузеппе д'Арпино9.

Поскольку кое-что в этом произведении было написано с натуры и соседствовало с картинами кисти кавалера Джузеппе, талант которого вызывал зависть у собратьев по профессии, то работа эта содействовала славе Караваджо, — хитрецы нарочно отзывались о ней весьма одобрительно. Решив все же посмотреть ее, Федериго Цуккаро в моем присутствии спросил: «Из-за чего подняли такой шум?» Осмотрев все внимательно, он добавил: «В образе апостола я вижу лишь мысли Джорджоне, не более». И усмехнувшись, снова подивился, зачем было поднимать такой шум, повернулся и пошел себе с богом10.

Для маркиза Винченцо Джустиниани Караваджо написал сидящего Купидона, изображенного с натуры в хорошем колорите; маркизу работа Караваджо понравилась необычайно, настолько, что даже св. Матфея, написанного для алтаря св. Луиджи и не получившего одобрения, он взял себе только потому, что написал его Караваджо11. Мнение это сложилось у маркиза под влиянием восторгов по адресу Караваджо, которые громко расточал повсюду мастер гротесков Просперино12, ярый его приверженец и недруг кавалера Джузеппе. Более того, поверил этим слухам и Чириако Маттеи13; Караваджо написал для него св. Иоанна Крестителя14, Господа нашего на пути в Эммаус15 и св. Фому, перстом касающегося раны на теле Спасителя16, наказав заказчика на изрядную сумму — в несколько сот скудо.


1 Джованни Бальоне (1573—1644). Теоретик, историк искусства и посредственный живописец — представитель позднеримского маньеризма, всегда находившийся в оппозиции к Караваджо. Глава о Караваджо из книги Giovanni Baglione "Le vite de Pittori, Scultori et Architetti", Roma, 1642 («Жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов», Рим, 1642) приведена по кн.: Sergio Samek Ludovici, Vita del Caravaggio dalle testimonianze del suo tempo, Milano, 1956, pp. 43—48 (далее будет указываться: Ludovici, p. ...). Пер. А. И. Бенедиктова.
2 Джузеппе Чезаре (1568—1640). С 1600 г. известен под именем кавалера Джузеппе д'Арпино. Римский художник-маньерист. В 1589 г. приехал в Рим, где в его мастерской одно время работал Караваджо; согласно источникам, он учился у него писать цветы. Первая крупная работа д'Арпино — роспись правой стены церкви Сан Лоренцо ин Дамазо в Риме (1589), где, по неправильным сведениям вам Мандера, он будто бы работал с молодым Караваджо. Одна из его основных работ — фрески со сценами из жизни св. Матфея и пророков на сводах капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези.
3 «Больной Вакх». Рим, галерея Боргезе. Взят у д'Арпино в уплату за долги казначеем папы Павла V, который передал ее своему племяннику кардиналу Шипионе Боргезе для его коллекции.
По поводу этой картины существует ряд научных разногласий: в конце XVII в., согласно описи галереи Боргезе, она значилась как произведение Караваджо. Позже она приписывалась ряду других мастеров (Лодовико Карраччи, Тиарини, Бонци), пока Лонги в 1927 г. не отнес ее авторство снова молодому Караваджо, считая, что это автопортрет художника, сделанный им во время болезни (малярии), упоминаемой также у Манчини, который был медиком. С тех пор это изображение получило название «Маленький больной Вакх». Но ряд ученых — Фосс, Шудт, Фридлендер, Арслан и в настоящее время Познер — считают, что это произведение не принадлежит Караваджо, а является поздним подражанием его исчезнувшему оригиналу. Арслан добавляет к тому же, что венок из плюща на голове юноши является атрибутом не только Вакха, а указывает также на эмблему поэзии (см: Donald Posner, Caravaggio's Homo-erotic early works, Art Quarterly, Autumn 1971, pp. 301—324).
4 «Мальчик, укушенный ящерицей». Флоренция, коллекция Роберто Лонги. Упоминается также у Манчини.
5 «Концерт». Нью-Йорк, Метрополитен-музей, Картина упоминается также у Беллори. Исполнена для кардинала дель Монте. Датируется 1594—1595 гг. Представляет своего рода антологию типов юношеских лиц, изображенных в ранних картинах Караваджо.
6 «Лютнист». Ленинград, Государственный Эрмитаж. Упоминается также у Беллори.
Исполнен для кардинала Франческо дель Монте как парный к «Концерту».
Поступил в 1808 г. из коллекции маркиза Джустиниани. На нотной тетради воспроизведено начало мелодии мадригала Жака Аркаде "Voi sapete ch'io v'amo" («Вы знаете, что я Вас люблю»). На другой тетради написано Gallus — имя миланского музыканта, друга Караваджо (см. С. Всеволожская, И. Линник, Караваджо и караваджисты, Каталог выставки из музеев СССР, Л., 1973, стр. 14, кат. № 18).
7 «Гадалка». Париж, Лувр. Упоминается также у Беллори, Манчини, Сканелли. Поступила в Лувр при Людовике XIV. «27 сентября 1665 г. [...] в это время принесли два ящика, в которых находились картины князя Памфили [...] когда открыли первый ящик, то увидели, что в него попала вода, так что картины были совершенно мокры и заплесневели, а именно: «Цыганка» Микеланджело да Караваджо, ее поясное изображение с молодым человеком, которому она гадает...» (Поль Фреар, сьер де Шантелу, Дневник путешествия Кавалера Бернини во Францию. — Сб. «Бернини в воспоминаниях современников», М., «Искусство», 1965, стр. 241).
8 «Голова Медузы». Флоренция, Уффици. Упоминается также у Беллори, Марино.
Написана для кардинала дель Монте, который в 1608 г. преподнес ее как свадебный дар великому герцогу Тосканскому. Исполнена на старом круглом деревянном щите XVI в., окаймленном золотым бордюром.
9 Следует предполагать, что первой из написанных маслом картин являлось «Призвание св. Матфея», второй — «Мученичество св. Матфея», выполненные в 1600—1601 гг. Третьей следовала картина «Св. Матфей и ангел», первый вариант которой, отвергнутый духовенством капеллы, был написан в 1602 г. и приобретен маркизом Джустиниани для его коллекции. В 1815 г. она была продана в Берлин, где находилась в Кайзер-Фридрих-музеум. Сгорела в 1944 г. Второй вариант, написанный Караваджо также в 1602 г., висит на северной алтарной стене капеллы Контарелли и в настоящее время.
10 Федериго Цуккаро (ок. 1539/43—1609). Один из заметных римских художников-маньеристов второй половины XVI в. Организатор и первый президент Академии св. Луки. Автор «Трактата о живописи, скульптуре и архитектуре». Караваджо на своем допросе назвал его «стоящим», хотя они и были в оппозиции друг к другу.
11 «Амур-победитель». Берлин-Далем, картинная галерея. Упоминается также у Беллори, Сканелли, Зандрарта. Поступила из коллекции Джустиниани в 1815 г. Написана не позже 1603 г. Картина пользовалась среди знатоков и любителей живописи Караваджо большим успехом. «По моему совету она была закрыта темно-зеленой шелковой занавеской... и показана напоследок, в противном случае она затмила бы все раритеты...» — замечает Зандрарт. Натюрморт в этой картине по своей материальности и детализации соперничает с натюрмортами Ганса Гольбейна Младшего, чье творчество могло быть знакомо Караваджо. Во всяком случае, существует гипотеза, что он знал его серию из пятидесяти восьми гравюр на дереве, называемую «Танец Смерти».
12 Просперо Орси (ок. 1558—1633). Римский живописец, работавший в манере орнаментального гротеска. Его декоративные росписи украшают собой Библиотеку Ватикана и Замок св. Ангела в Риме.
13 Маттеи — знатная римская фамилия конца XVI в., владевшая виллами и дворцами, крупные меценаты. Один из них — Чириако Маттеи.
14 «Св. Иоанн Креститель, обнимающий ягненка». Упоминается также у Беллори, Сканелли. Эта картина существует в нескольких вариантах. Наиболее известен экземпляр, находящийся в Риме в галерее Дориа-Памфили, и очень близкое к нему повторение в Капитолийском музее в Риме. Бальоне, вероятно, говорит именно о капитолийском экземпляре, который в 1697 г. находился еще в коллекции кардинала Пио. Третий, сильно измененный вариант этой картины находится в Риме в галерее Боргезе, четвертый, очень красивый по цвету, но с другой композицией, — в Базеле (Городской музей), пятый (возможно, копия) — в соборе в Толедо, шестой — в Канзас-Сити (Галерея Нельсона).
15 «Христос на пути в Эммаус» Караваджо не приписывается; весьма возможно, что речь идет об одноименной картине кисти Лелио Орси (Лондон, Национальная галерея).
16 «Уверение Фомы». Упоминается также у Беллори, Сканелли, Зандрарта, Мальвазиа. Существуют два экземпляра картины, очень близкие друг к другу. Один находился в Потсдаме, купленный из галереи Джустиниани в 1816 г. Второй, считающийся копией с первого, находится во Флоренции (Уффици). Картина, производившая на современников Караваджо большое впечатление, неоднократно копировалась в его время. Иконографический мотив вложения пальца в рану Христа встречается также у северных мастеров, в частности у Дюрера в его серии гравюр «Малые Страсти Христа».

1 - 2


картины, творчество, Караваджо, живопись

Амур-победитель (Меризи да Караваджо)

Св. Иероним. (Меризи да Караваджо)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.