Меризи да Караваджо  
Главная > Жизненный путь > Аудиобиография


"Микеланджело да Караваджо"

Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев других стран Европы. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI-го — начала XVII-го века получило название «караваджизма».

Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28-го сентября 1571-го года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии.

В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти.

Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением.

Уже в первых выполненных в Риме работах 1594-го — 1595-го годов: «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист» он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи.

Свои модели художник ищет в народной среде, порой, быть может, не без вызова господствующим эстетическим идеалам, он пишет людей, противостоящих «добропорядочному» обществу — картежников, шулеров, цыганок.

У Караваджо завязываются отношения с одним из поставщиков картин, который помогает ему сбыть несколько полотен. Главное же он представляет его кардиналу дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берёт к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» — другими словами, помещение, питание и вознаграждение.

Для кардинала Караваджо создал в середине девяностых годов несколько произведений. Среди них две одинаковые по величине и близкие по содержанию картины: «Музыка» и «Лютнист». В первой художник удачно передал состояние творческого вдохновения юных музыкантов. «Лютниста» лучшее из всего, созданного им ранее, по свидетельству современников, Караваджо очень любил. Бальоне сказал об этой картине, что «юноша кажется живым и настоящим».

Постепенно задачи, которые ставит перед собой художник, усложняются. В таких произведениях, как «Жертвоприношение Авраама» и «Юдифь», есть попытка передать драматическое действие.

«Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. Вот отзыв английской путешественницы Анны Миллер, видевшей картину в 1779-м году: «Эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление; она кажется написанной с натуры. Её идея вызвала во мне дрожь ужаса, так что мне стало не по себе — те же чувства я испытала бы, глядя на настоящую казнь. Отрезанная голова, перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, сила, с которой действует Юдифь, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживается жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна — на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью.».

С годами мастерство Караваджо совершенствовалось. Он уже чувствовал в себе силы приняться за большое, значительное произведение.

Первый большой заказ Караваджо удалось получить с помощью своего покровителя кардинала дель Монте. Художнику предстояло выполнить серию картин из жизни святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме. До 1600-го года он пишет четыре полотна — «Святой Матфей» (два варианта), «Призвание святого Матфея» и «Мучение святого Матфея».

Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли Караваджо славу, хотя и весьма противоречивую. Одних привлекала необычность его живописной манеры, смелость и большое мастерство, других возмущала «грубость» его типажей.

В начале нового века Караваджо создал самые значительные произведения. Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме им были исполнены две картины: «Распятие святого Петра» и «Обращение Савла».

Искусствовед Всеволжская пишет:

«В картине "Распятие святого Петра" Караваджо создал образ человека, глубоко убежденного в своей правоте и умирающего за истину. Прекрасно переданы движения палачей, с усилием поднимающих тяжелый крест».

В это же время Караваджо пишет картину «Амур-победитель», которая по справедливости причисляется к прекраснейшим творениям художника. Зрителя ошеломляет, с какой свободой выражает свою радость герой картины, столь далекий от смертных, подчинённых законам природы, с "презрением к миру" и с полной безнаказанностью и уверенностью в себе, которые рождают удивление и зависть.

В 1601-м — 1604-м годах Караваджо создал «Положение во гроб». Оно было исполнено по заказу для церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже враги должны были признать его высокие художественные достоинства. О популярности картины свидетельствуют многочисленные свободные копии с него, сделанные Рубенсом, Фрагонаром, Жерико, Сезанном.

Вершиной творчества Караваджо явилась исполненная им в 1605-м — 1606-м годах большая картина «Смерть Марии». Не церковными догмами, ставящими Мадонну над всем земным, руководствовался художник, создавая это произведение. В нём он воплотил народные верования, почитавшие в Марии бедную многострадальную мать.

К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо. Она была отвергнута заказчиками, которые нашли, что картина написана неподобающим образом, Мадонна лишена благородства, а в её лице недопустимо наглядно показаны признаки смерти.

Караваджо отличался буйным нравом. Еще в начале 1601-го года один внимательный иностранец-осведомитель, близкий друг д'Арпино, посылает на север следующее живое описание художника: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской — проработав две недели, он предаётся месячному безделью. Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно».

Слуга из трактира жаловался на то, что Караваджо бросил ему в лицо блюдо с варёными артишоками. В октябре и ноябре 1604-го года художника дважды арестовывали полицейские за то, что он оскорблял их дерзкими ругательствами.

Исходя из всего этого, вряд ли можно считать случайным происшествие 31-го мая 1606-го года, когда в ссоре, возникшей во время игры в мяч, Караваджо убил Рануччо Томмазони из Терни. Сам он тоже был ранен и скрывался в семье своих аристократических друзей Колонна.

Караваджо вынужден был покинуть Рим. Ему приходится постоянно переезжать из города в город. Видимо, в Неаполе Караваджо написал большую картину «Мадонна с чётками», где использовал традиционную схему построения композиции с Мадонной в центре на возвышении и отказался от светотеневых контрастов, дав рассеянное освещение. Там же он написал другое большое полотно «Семь деяний милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа.

В 1607-м году Караваджо перебирается на остров Мальта. Он пишет портрет гроссмейстера Мальтийского ордена Алофа де Виньякура и в награду возведён в сан кавалера Мальтийского ордена. Любопытно, что орден художник получил благодаря портрету, в котором дал яркую характеристику самодовольного, жестокого и неумного человека. И снова несносный характер подводит Караваджо. Вступив в конфликт с могущественным вельможей, он был брошен в тюрьму и осенью 1608-го года бежал на Сицилию.

Рассчитывая на прощение, Караваджо решает вернуться в Рим и для этого нанимает фелуку — небольшое судно. По ошибке в Порто-Эрколе он был арестован тосканскими властями и препровождён в тюрьму. Когда недоразумение выяснилось и его освободили, фелуки уже не было: она исчезла вместе со всем его имуществом.

Обобранный, полубольной художник хочет отправиться в Рим пешком, но страшный приступ лихорадки оказался для него смертельным. 18-го июля 1610-го года он умер в Порто-Эрколе. Караваджо было 37-мь лет… Но несмотря на короткую и переполненную бурными приключениями жизни, столь быстро угасшему художнику суждена вечная память благодарных потомков, и по сей день любующихся его чудесными полотнами, открывающими перед нами волшебный мир искусства.


Маленький больной Вакх. (Меризи да Караваджо)

Юноша с корзиной фруктов. (Меризи да Караваджо)

Жертвоприношение Авраама. (Меризи да Караваджо)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.