Метаморфозы красоты
Вспоминая о Караваджо, больше всего говорят о его мастерском владении техникой светотени и смелом реализме(и даже натурализме), свойственном большинству его работ. Действительно, Караваджо не побоялся бросить вызов царствовавшим в тогдашней живописи академизму и маньеризму. Но его реализм - это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы. Все это позволяет не просто перенести с помощью красок реальность на полотно, но преобразить ее в напряженнейшую драму. Караваджо было тесно в узких рамках традиций и внешних установлений. Не порывая окончательно с традицией, он неузнаваемо модернизировал ее. Оригинальность трактовки сюжетов заключается уже в самом их выборе и в свободной интерпретации традиционных схем.
СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ (1595-96). Эта картина находится в числе работ, заинтересовавших кардинала Франческо дель Монте. Великомученица Екатерина всегда была одной из любимейших христианских святых. Но Караваджо, как и в других случаях обращения к традиционным сюжетам, изобразил ее совершенно по-новому - не как символ, а как живого человека.
ЮДИФЬ И ОЛОФЕРН (1595-96). В этой картине Караваджо обращается к популярному библейскому
сюжету, повествующему о том, как Юдифь спасла родной город от разорения ассирийцами во главе с Олоферном. В своей трактовке он не чуждается известных натуралистических эффектов, но при этом выступает как великий мастер живописной драматургии. И в этом мало кто мог сравниться с Караваджо.
Воскрешение Лазаря. (Меризи да Караваджо) | Ужин в Эммаусе. (Меризи да Караваджо) | Св. Иероним. (Меризи да Караваджо) |