В бегах
Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Точная дата его рождения неизвестна — возможно, это было 29 сентября, так как в те времена было принято называть новорожденного по имени святого, в день памяти которого он появился на свет. Вызывает затруднения и идентификация места рождения будущего художника. Им мог быть как Милан, так и расположенный в 30 милях к востоку от него городок Караваджо. Дело в том, что отец художника, Фермо Меризи, занимался строительством при дворе Франческо Сфорца, маркиза ди Караваджо, а тот, в свою очередь, жил на два дома — основная резиденция Франческо находилась в Милане, но время от времени он переселялся и в Караваджо, свою родовую «вотчину».
Микеланджело родился в семье первым (за ним после¬довали еще три его брата и сестра). Социальное положение его отца и родственников позволяет предположить, что мальчик получил очень приличное образование. Один дядя нашего героя был священником, по этой же дороге пошел и один из его братьев. Священство же, как известно, в ту далекую эпоху было самым просвещенным социальным слоем. До четырех или пяти лет Микеланджело, по всей видимости, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо.
Этот побег оказался спасительным для всех членов семьи, кроме ее главы. В октябре 1577 года Фермо Меризи умер — этот факт имеет документальное подтверждение. Следующим документально подтвержденным событием в жизни Микеланджело стало его поступление в апреле 1584 года в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Современники знали этого мастера очень хорошо, но сейчас он практически забыт. Если допустить, что подросток кончил полный четырехлетний курс обучения у
Петерцано, то он должен был получить официальное звание художника в 1588 году. Однако документов на сей счет, к сожалению, никаких не сохранилось.
В 1590 году умерла мать Микеланджело. В мае 1592 года наследство родителей было поделено между их четырьмя детьми один брат умер в 1588 году). Доля Караваджо оказалась достаточной для того, чтобы обеспечить ему несколько лет благополучной творческой жизни. Похоже, сразу после получения своей доли наследства он покинул родной город. Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и объявился. Этот факт соответствует сведениям Джу-лио Манчини, написавшего в 1620 году биографию Караваджо. Биограф отмечает, что художник «поехал в Рим в возрасте примерно двадцати лет».
Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким
темпераментом». Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в своем сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с желанием попасть в центр тогдашней художественной жизни, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности, из-за которых он был вынужден покинуть Милан». Согласно некоторым свидетельствам, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому; что художник то ли ранил, то ли убил человека. Подобные «сюжеты», обусловленные страшно вспыльчивым характером Караваджо, отныне не раз будут повторяться в его жизни.
Первое время наш герой испытывал трудности. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось браться за любую работу. Нужда отступила, когда он в качестве подмастерья попал в мастерскую Джузеппе Че-зари (другое имя этого художника — Кавалер д'Арпино). Ныне фрески Чезари кажутся скучными и излишне формальными, но в те времена работы мастера пользовались повышенным спросом. Впрочем, с Чезари Караваджо сотрудничал недолго. Несчастный случай прервал это сотрудничество — молодого художника лягнула лошадь, и он угодил в больницу. Оправившись, Караваджо решил работать самостоятельно. В середине 1590-х го¬дов несколько его картин увидел кардинал Франческо дель Монте, который и стал покровителем нашего героя. Дель Монте — в духе эпохи — отличался разносторонними интересами. Он дружил с Галилеем, хорошо знал музыку, театр и живопись. Приблизительно в 1597 году кардинал принял Караваджо к себе на службу, определив ему достойное жалованье. При кардинальском дворе художник провел следующие три года.
Именно благодаря дель Монте Караваджо сумел получить свой первый крупный заказ — на две большие картины («Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея») для часовни Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франче-зи. Предварительный контракт, подписанный в июле 1599 года, является первым документом, относящимся к жизни художника в Риме. Год спустя заказ был выполнен. Художническое «реноме» Караваджо после этого значительно выросло, и на него посыпались новые престижные заказы. Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года молодой живописец, в частности, написал «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра» для часовни Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо.Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание.
Они отличались смелостью и неожиданностью художественного решения, драматизмом, оригинальной композицией и смотрелись на общем фоне очень выигрышно. Персонажи картин Караваджо выглядели вполне реальными, земными, опровергая идеализированные стандарты, принятые в тогдашней религиозной живописи. Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. Впрочем, находились и оппоненты — они считали недопустимым изображать святых столь «при-земленно» и «бесцеремонно». Так, в 1602 году созданный Караваджо алтарный образ «Святой Матфей и ангел» заказчики отвергли по причине его «неприличия». Тогда художник написал новый вариант той же картины, исполнив ее в соответствии с принятыми канонами. Отвергнутое же полотно тут же приобрел крупнейший коллекционер того времени, маркиз Винченцо Джустиниани, впоследствии купивший еще пятнадцать работ Караваджо.
По уже указанной причине церковными функционерами были отклонены еще два алтарных образа мастера — они также пополнили собой коллекции римских ценителей живописи.
Сверху вниз: Этот портрет Караваджо был выгравирован на меди по рисунку Иоахима фон Сандрарта
(рисунок датирован приблизительно 1675-79 годами).
Вид города Караваджо.
«Воскресение Христа», картина одного из ранних биографов Караваджо, Джованни Бальоне (1573-1644). Любопытно, что в живописи маньерист Бальоне был «оппонентом» нашего героя.
Картина «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600) была написана Караваджо для часовни Контарелли.
Римский покровитель Караваджо кардинал Франческо дель Монте (набросок Оттавио Леоне).
«Распятие апостола Петра» (1600-01), одна из двух картин Караваджо, написанных им для часовни Черази.
«Портрет Винченцо Джустиниани» (1631) работы Клода Меллана.