Вакх
(1595-96)
95 х 85 см
Галерея Уффици, Флоренция
В первые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько крупных поясных портретов молодых людей. Среди них выделяется «Вакх». Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта. Долгое время полотно было неизвестно - лишь в 1917 году его обнаружили в запасниках галереи Уффици. Предыстория картины остается неясной, но есть все основания полагать, что она была создана в период службы художника при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного своим пристрастием к подобного рода сюжетам и гедонистическим отношением к жизни. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Изображенный юноша с нескрываемым соблазном смотрит прямо в глаза зрителю, призывно играя кончиком черного кушака, едва придерживающего спадающие с его тела одежды.
Роскошь и нечистота
Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос,
украшенных листьями. Волосы выглядят настолько искусственными,
что вполне могут оказаться париком — есть свидетельства,
что париками художник иногда пользовался.
Слева, из-под белого покрывала, выглядывает грязная полосатая подушка,
символизирующая нечистые помыслы юноши.
В левой руке Вакх держит изысканный бокал с вином,
однако его ногти давно не чищены — возможно,
позировать для картины художник пригласил какого-нибудь уличного оборванца.
В корзине среди прочих фруктов мы видим и гранат,
знак чистоты и целомудрия.
Но гранат этот перезрел, и, скорее всего, он служит символом того,
что герой полотна уже утратил свою невинность.
Лютнист. (Меризи да Караваджо) | Рождество со св. Лаврентием и св. Франциском. | Корзина с фруктами. (Меризи да Караваджо) |