Обращение Савла
30x175 см
Капелла Черази, церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим
Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года Караваджо написал две картины для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. Это одна из них (вторая -«Распятие апостола Петра»). Образы Петра и Павла часто сопутствуют друг другу, поскольку именно эти апостолы считаются основателями христианской церкви. Характерная особенность - обе изображенные на полотнах апостольские фигуры как бы не умещаются в пространстве, ограниченном рамой картины. Святой Павел (до обращения его звали Савлом) был поначалу ярым гонителем христиан, но во время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. Ослепительный свет пролился с неба, и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?» Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывала изображать его упавшим при виде божественного явления со своей лошади. Этот сюжет живописцы часто использовали и до Караваджо, но никогда еще он не показывался столь реалистично и драматично.
Реализм деталей Мощный круп лошади занимает всю верхнюю часть картины.
Это вполне революционный для того времени прием —
на религиозных полотнах современников и предшественников
Караваджо обычно доминировали библейские персонажи.
Возле Павла лежит меч, традиционно изображавшийся в виде символа —
как орудие гонений на христиан. Однако здесь это обычное оружие,
очень хорошо знакомое Караваджо в его полной опасностей жизни.
Сморщенный лоб и редкие волосы на голове конюха —
эти реалистические детали очень характерны для манеры Караваджо.
Уродливые, натруженные ноги конюха,
пытающегося удержать лошадь, входят в набор деталей,
часто используемых Караваджо для создания образа простолюдина.
Пишущий св. Иероним. (Меризи да Караваджо) | Погребение св. Лучии. (Меризи да Караваджо) | Св. Екатерина Александрийская. (Меризи да Караваджо) |